В первой половине XIX в. возникла натуралистическая теория мифов. Основоположник ее — гегельянец М. Мюллер полагал, что «первобытная философия», передающая в мифах стремление людей охватить силой духа бесконечность, сложилась в Индии, откуда предки древних греков, римлян, кельтов, германцев, славян переселились в Европу в XV в. до н. э. Поэтому у них общие с индийцами древние представления о мире, поклонение бесконечному небу. Позднейшие поколения не понимали первоначального смысла названий сил природы и предположили, что это человекоподобные боги. Нарицательные слова превратились в собственные имена. Санскритское слово «Дьяус» потеряло свое первичное значение небо, его стали понимать как имя небесного божества.
Мифологию как бессознательно-художественную переработку природы и общества следует отделять от философии, сознательно выражающей мир в наиболее абстрактных обобщениях.
Философствование нельзя отождествлять с мифотворчеством, потому что философия представляет собой систему теоретически обобщенных взглядов на мир и человека, объясняет происхождение и сущность явлений природы и общества в понятиях, мифотворчество же выражает их в образах.
Мифы эллинов, особенно в период развития их искусства, потеряли религиозное значение, а часть из них вообще не имела его и не подвергалась обработке жрецов, хотя, конечно, были и такие мифы, которые никогда не стали источником искусства, оставшись тесно связанными с религиозным культом.
Споры о происхождении мифов часто вызваны тем, что сущность первобытного мышления еще неясна. Н. Я. Марр утверждал, что ключ к загадкам мифологии следует искать в первобытном мышлении и языке: «Люди мыслили мифологически, мыслили так называемым „дологическим" мышлением, собственно, они еще не „мыслили", а мифологически воспринимали» (51, 2, 400). Он даже предполагал существование двух стадий развития первобытного мышления: тотемистической, когда люди называли все по тотему, и космической — по небу и его светилам, но в действительности таких стадий мышления не было. Попытки Н. Я. Марра исследовать тайны первобытного мышления и мифообразования не увенчались успехом, они остались неразрешенными.
В статье использованы материалы М. И. Шахновича: Первобытная мифология и философия |