Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1006
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Мифологические зачатки философии



В первой половине XIX в. возникла натуралистическая теория мифов. Основоположник ее — гегельянец М. Мюллер полагал, что «первобытная философия», передающая в мифах стремление людей охватить силой духа бесконечность, сложилась в Индии, откуда предки древних греков, римлян, кельтов, германцев, славян переселились в Европу в XV в. до н. э. Поэтому у них общие с индийцами древние представления о мире, поклонение бесконечному небу. Позднейшие поколения не понимали первоначального смысла названий сил природы и предположили, что это человекоподобные боги. Нарицательные слова превратились в собственные имена. Санскритское слово «Дьяус» потеряло свое первичное значение небо, его стали понимать как имя небесного божества.

Мифологию как бессознательно-художественную переработку природы и общества следует отделять от философии, сознательно выражающей мир в наиболее абстрактных обобщениях.

Философствование нельзя отождествлять с мифотворчеством, потому что философия представляет собой систему теоретически обобщенных взглядов на мир и человека, объясняет происхождение и сущность явлений природы и общества в понятиях, мифотворчество же выражает их в образах.

Мифы эллинов, особенно в период развития их искусства, потеряли религиозное значение, а часть из них вообще не имела его и не подвергалась обработке жрецов, хотя, конечно, были и такие мифы, которые никогда не стали источником искусства, оставшись тесно связанными с религиозным культом.

Споры о происхождении мифов часто вызваны тем, что сущность первобытного мышления еще неясна. Н. Я. Марр утверждал, что ключ к загадкам мифологии следует искать в первобытном мышлении и языке: «Люди мыслили мифологически, мыслили так называемым „дологическим" мышлением, собственно, они еще не „мыслили", а мифологически воспринимали» (51, 2, 400). Он даже предполагал существование двух стадий развития первобытного мышления: тотемистической, когда люди называли все по тотему, и космической — по небу и его светилам, но в действительности таких стадий мышления не было. Попытки Н. Я. Марра исследовать тайны первобытного мышления и мифообразования не увенчались успехом, они остались неразрешенными.


В статье использованы материалы М. И. Шахновича: Первобытная мифология и философия
Разместил: rat Дата: 21.03.2009 Прочитано: 12972
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4

Дополнительно по данной категории

21.03.2009 - Философия и мифология
21.03.2009 - Магия и философия
21.03.2009 - Мифология и предфилософия
21.03.2009 - Космогония, хтонические боги
21.03.2009 - Особенности древнегреческого мироощущения

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы