Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Вечная жизнь - а вам нужна она?

Да
Нет
Не решил
Земная не нужна


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 898
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Магия и философия

Некоторые исследователи полагают, что нельзя исследовать зарождение философии без изучения магии, так как в ней по их мнению коренится начало понимания детерминизма.

Некоторые исследователи полагают, что нельзя исследовать зарождение философии без изучения магии, так как в ней по их мнению коренится начало понимания детерминизма. «Представление о чародействе знаменует собою первое возникновение понятия причинности, — писал В. Вундт.— Впервые здесь выдвигается вопрос „почему" и впервые дается ответ на него» (25, 3). Макс Ферворн утверждал, что понятие причины «является плодом мистических размышлений, как и понятие силы» (74, 205). Некоторые неопозитивисты объявили понятие причины неотъемлемой частью магии. В «Логико-философском трактате» Л. Витгенштейн назвал суеверием учение о причинных связях.

Некоторые ученые видят в магии начало философии, считают, что была «магическая форма философии». Клод Леви-Стросс указывал в книге «Примитивное мышление», что магия — первая натурфилософская система. Румынский историк философии И. Бану предполагает, что «примитивная магия может играть троякую роль: а) религиозную; б) стимулировать элементарно научное мировоззрение; в) быть исходным пунктом идеалистической философии» (12, 149). Американский ученый С. Финкельсгайн даже утверждает, что магия «в какой-то мере легла в основу развития науки» (75, 248), что «в примитивной вере в волшебство, вере в духов природы и в то, как ими „управлять", наряду со всякой чепухой заключался глубокий смысл объединения племени для выполнения вполне реальных задач и собирания сведений об естественном мире» (75, 248).

А. Н. Чанышев считал, что у нас «распространено антиисторическое третирование форм первобытного сознания: тотемизма, фетишизма, анимизма, магии, мифологии и т. п. как „религий", т. е. как совершенно ложных, извращенных форм общественного сознания, лишенных всякого положительного содержания. Подобная трактовка этих форм сознания неверна» (78, 71). А. Н. Чанышев не согласен с тем, что магия была только религиозной, по его мнению - в корне порочной, извращенной формой сознания. Он пишет, что, «по-видимому, именно в магии накапливались элементы положительного знания, вызревала идея детерминизма, именно из магии вычленилась наука» (78, 72). Магия не конденсатор рациональных приемов производства, лечения и т. д., несмотря на то что она переплеталась с ними, а вредный нарост на стихийно-целесообразных действиях человека.

Ученых давно интересует связь магии с зачатками философии. В 1885 г. русский этнограф М. И. Кулишер, сторонник эволюционной теории в истории первобытной культуры, опубликовал статью «Источники материализма», в которой впервые предложил искать следы его под покровом суеверий первобытных людей. Он писал, что следует «привести доказательства в пользу того положения, что материалистические воззрения гораздо древнее греческой и всякой другой философии» (44,608). М. И. Кулишер пытался установить связь между магией и взглядами древнеримского философа-материалиста Лукреция о воздействии предметов друг на друга. Этнограф предполагал, что магия возникла в результате того, что первобытный человек в борьбе за существование сделал ряд «философских открытий». В поисках причинности он установил, что все явления находятся между собой в постоянной зависимости, что в природе существует контагиоз, т. е. принцип заразительности. Он наблюдал, что холод передается от одного предмета к другому, болезнь переходит от больного к здоровому. Поэтому человек стремится свойство одного предмета перенести на другой, совершить такие действия, чтобы они вступили в контакт. Ученый ссылался на то, что многие панацеи народной медицины, относимые к колдовству, в действительности основаны на знании свойства предмета путем прикосновения передавать свои особенности другому предмету, на вере, что качество пищи усваивается потребляющим ее, на обряд опахива-ния как средство помешать занести холеру, уничтожая дороги вокруг определенного места.

Разместил: rat Дата: 21.03.2009 Прочитано: 12227
Распечатать

Всего 1 на 3 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 >>

Дополнительно по данной категории

21.03.2009 - Философия и мифология
21.03.2009 - Мифологические зачатки философии
21.03.2009 - Мифология и предфилософия
21.03.2009 - Космогония, хтонические боги
21.03.2009 - Особенности древнегреческого мироощущения

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы