Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Судьба человека предопределена заранее?

Да, я фаталист(ка)
Нет, человек сам кузнец своего счастья
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 839
Комментарии: 2

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Магия и философия



Некоторые ученые относят Пифагора к религиозным реформаторам, а не к философам. Он пытался приспособить астрологические и другие магические верования к условиям общества, создал религиозный союз поклонников Диониса, имевших свой культ и предписания. Эта организация восходит к племенным союзам, основанным на магических «очищениях». Предписания Пифагора о воздержании от мяса и рыбы, от одеяний из шерсти, запрещение протыкать следы человека ножом, одевать обувь сперва на левую ногу, носить кольца и другие табу известны многим племенам. Пифагор написал «золотые стихи» — правила поведения, проповедовал учение о переселении душ, о загробном возмездии. Он учил, что в мире господствует повторяемость всех явлений. Все наши поступки и обстоятельства жизни до мельчайших подробностей повторятся в будущем, подобно тому как они уже совершались в прошлом.

Учение Пифагора о числе — одна из первых попыток поставить вопрос о количественной закономерности природы, несмотря на то что оно переплетается с магией чисел. Эта магия, которую А. Н. Радищев назвал «посмеялищем», восходит к восприятию чисел как самостоятельных существ, абсолютизации и обожествлению их. Когда люди научились отвлекать числовые понятия от представления о конкретных вещах, которые кроются за числами, то любое такое отдельное число долго еще имело свой наглядный образ, казалось как бы живым существом, обладающим самостоятельной сущностью, различными свойствами. Многие племена верят, что каждому числу свойственна магическая сила.

Пифагор провозглашал число началом и основанием всех вещей: «Все есть число», «Число правит миром».

Пифагор делил все числа от единицы до десяти между десятью богами, десятью небесными сферами и десятью планетами. Числа разделялись на мужские (четные) и женские (нечетные), и каждому из них приписывалось магическое значение. Священная единица — это мать всех богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. Двойка — это принцип противоположности, отрицательности в природе. Тройка — триединство первоначала с его противоречием сторон и т. д. Числа символизируют части человеческого тела: единица — мозг, двойка — сердце, тройка — пупок и т. д. С мистическими толкованиями чисел было связано разделение всего на противоположности: предел—беспредельное, нечет—чет, единство—множество, правое—левое, мужское—женское, покой—движение, прямое—кривое, свет—тьма и т. д. Числа соответствуют различным явлениям и понятиям. Например, смерть обозначалась восьмеркой, потому что кратные восемь, т. е. 16, 24, 32 образуют все меньшую и меньшую сумму цифр 7, 6, 5. Пифагорейцы пользовались символическим значением чисел для гаданий. Такая числовая мистика была у древних вавилонян, евреев, китайцев и многих других народов.


В статье использованы материалы М. И. Шахновича: Первобытная мифология и философия
Разместил: rat Дата: 21.03.2009 Прочитано: 16075
Распечатать

Всего 1 на 3 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3

Дополнительно по данной категории

21.03.2009 - Философия и мифология
21.03.2009 - Мифологические зачатки философии
21.03.2009 - Мифология и предфилософия
21.03.2009 - Космогония, хтонические боги
21.03.2009 - Особенности древнегреческого мироощущения

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы