Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Философия - это наука?

Да
Больше, чем наука
Служанка богословия


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1428
Комментарии: 3

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Феодор (Feodoros) из Кирены (ок. 300 до н. э.)

Греческий философ, представитель Киренской школы, ученик Аристиппа Младшего.

ФЕОДОР киренаик, по прозвищу Безбожник (o` Afeos) — считал, что нет пользы «ни в физике, ни в диалектике... Достаточно постичь смысл добра и зла, чтобы говорить хорошо, и не ведать суеверий, и быть свободным от страха смерти» (Diog. L. II, 92). Он отрицал «ходячие суждения о богах» (Diog. L. И, 85), а о народной религии высказывался резче и смелее Менедема из Эритреи и Стильпона Мегарского, за что и был обвинен афинским ареопагом, но избежал наказания благодаря Деметрию Фалерскому. Плутарх восхищался умением Феодора остроумно вести спор и силой его софистической аргументации (Plut. Phocion 38). Общественные нормы Феодор считал условными, поэтому полагал, что блуд, воровство, святотатство не являются мерзкими по природе, а считаются таковыми по человеческому установлению. Феодор учил, что ничто не должно препятствовать удовольствию, при этом конечной целью он полагал безмятежное состояние духа — радость (hara). которая происходит от разума, а горе — от неразумения. Феодор — автор книги «О богах». Диоген Лаэр-тий сообщает, что из нее-то и заимствовал большинство своих положений Эпикур (Diog. L. II, 98). На основании этого замечания Т. Гомперц сделал вывод о том, что Феодор оспаривал веру в провидение.

Феодор, в общем, придерживался основных положений Аристиппа, но выводил из них самые крайние следствия.

Всякое действие оценивается лишь по своим последствиям для действующего. Все нравственные правила и преграды вымышленны, искусственны, условны; по природе нет ничего постыдного и потому нет поступков, которые были бы непозволительны по природе. Подобно Диогену, Феодор признает, что мудрый не должен стесняться нравственными предрассудками, созданными лишь для "обуздания толпы"; при случае он может спокойно совершить и кражу, и святотатство, и любодеяние. Человек должен повиноваться законам, лишь поскольку это ему полезно. Самый грубый эгоизм является мерилом всех лучших чувств и привязанностей человека. У мудрого нет ни отечества, ни друзей: неразумные дружатся между собою, пока они друг в друге нуждаются; мудрый довлеет себе, не нуждается ни в ком, и его отечество есть вся Вселенная. Эти выводы, равно как и атеизм – или, точнее, отрицание народных богов, – которым прославился Феодор, сильно напоминают киников.

Он приближается к ним и в том существенном изменении, которое он внес и в основные начала этики киренской школы. По Феодору, уже не отдельные приятные ощущения являются целью человека, но общее пребывающее радостное настроение духа. Не отдельные удовольствия и страдания, но радость и печаль суть благо и зло. Радость есть цель жизни и дается мудростью, печаль же – неразумием. Рассудительность есть благо, неразумие – зло, а удовольствия и страдания суть нечто среднее, т.е. нечто такое, что само по себе еще не составляет ни счастья, ни несчастья, ни радости, ни скорби. Т. обр., в учении Феодора на место отдельных наслаждений полагается состояние духа, независимое от отдельных удовольствий и страданий. Вместо жизнерадостной чувственности Аристиппа, полагавшего благо в наслаждении минуты, мы находим принцип самоосвобождения от удовольствий и страданий посредством "рассудительности". Т. обр., основной принцип гедонизма приходит здесь к самоотрицанию и приближается к учению киников.

Впрочем, и у Феодора рассудительность, как и у Аристиппа, сохраняет значение практической мудрости или предусмотрительности, помогающей философу в наилучшем устройстве жизни. Рассказывают, что однажды Феодор, в сопровождении многочисленных учеников, проходил мимо киника Метрокла, когда тот промывал овощи, служившие ему пищей: «если бы ты чистил овощи, – сказал киник, – тебе бы не приходилось учить такое множество учеников» ; «если бы ты умел обходиться с людьми, тебе бы не приходилось мыть себе овощи», – отвечал Феодор.

Соч.: Winiarczyk M. Diagorae Mclii et Thodori Cyrenaci Reliquiae. Lpz., 1981; Mannebach E. Aristippi et Cyrenaiconim fragmenta. Leiden—Koln, 1963, p. 58—63; GiannantoniG. I Cirencici. Raccolta dclle fonti antiche, trad, e studio introdutto. Firenze, 1958.
Лит.: Гомперц Т. Греческие мыслители, т. 2. СПб., 1913, с. 182 сл.; Winianyk A/. Theodoros o `Afeos — «Philologus», 1981, 125, p. 63-94; Idem. Theodoros o `Afeos und Diogenes von Sinopc.— «Eos», 1981, 69. См. также лит. к ст. Киренская школа.

М. М. Шахнович
Разместил: rat Дата: 21.03.2009 Прочитано: 4138
Распечатать

Дополнительно по данной категории

21.03.2009 - Киническая школа
21.03.2009 - Киренская школа
21.03.2009 - Элидо-эретрийская школа
21.03.2009 - Мегарская школа
21.03.2009 - Алексин из Элиды (кон. 4—нач. 3 в. до н. э.)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы