Французское просвещение
В XVIII столетии во Франции меняются и эстетические вкусы. Возникают новые требования и к литературе, которая становится доступной не только высшим слоям общества, как это было в XVII веке, но и демократическим кругам, играя важную роль в решении актуальных общественных задач. Из всех направлений во французской литературе XVIII века особенно значительными являются три. Это просветительский классицизм, просветительский реализм и сентиментализм. Все
они отличаются особым пафосом в обличении всего старого, отжившего, активностью в утверждении новых передовых идей. Вместе с тем каждое из этих направлений представляет собой самостоятельное художественное явление.
Будучи страной, в которой особенно сильными были традиции классицизма, Франция и в XVIII веке в творчестве ряда писателей, и среди них Вольтера, сохраняет его основные эстетические принципы, которые наиболее ярко реализуются в жанре трагедии. Характер построения произведения, способы создания образа, особенности стиля, - все это объединяет трагедию XVIII века с ее предшественницей -
трагедией Корнеля, Расина и др. Вместе с тем традиционная форма классицистической трагедии используется в просветительской литературе с новыми целями. Авторы XVIII века, и прежде всего Вольтер, с помощью художественных приемов, характерных для классицистической трагедии предшествующего столетия, поднимают актуальные и главным образом политические проблемы, пропагандируют наиболее
дорогие для них взгляды и идеи. Что касается сентиментализма, то это направление возникает в просветительской литературе в связи с распространением приблизительно с середины XVIII века критического отношения к рационализму и в целом к разуму как основополагающему началу в жизни человеческой личности. Своим критерием сентименталисты делают человеческое чувство, считая, что именно оно более всего позволяет человеку приблизиться к идеальному состоянию гармонии и добра. Отсюда особая тональность этой литературы. Сентименталисты стараются своими произведениями вызвать сочувствие читателей, они отходят от характерного для предшествующей просветительской литературы рационализма, стремятся предельно приблизить автора к читателю. Свидетельством этому может служить творчество Жан-Жака Руссо.
Вместе с тем самым значительным и ярким явлением во французской литературе XVIII века следует считать просветительский реализм, который утверждается прежде всего в буржуазной драме, в " серьезной или слезной " комедии, достигающей небывалых вершин в творчестве Бомарше, а также в философской прозе. В ранний период французского Просвещения просветительский реализм наиболее полно проявляет себя в нравоописательном романе Лесажа и знаменитом романе аббата Прево "Манон Леско".
Реалистический роман Алена-Рене Лесажа и аббата Прево. Лесаж. "Похождения Жиль Бласа из Сантильяны".
Известный французский писатель Ален - Рене Лесаж (1668-1747), выступавший и в драматургических жанрах, наибольшую известность получил как автор романа "Похождения Жиль Бласа из Сантильяны", который он создавал с 1715 по 1735 год. Лесаж, в прошлом известный переводчик с испанского языка, для своего романа избирает испанский сюжет. Действие романа происходит в Испании, по дорогам которой следует его герой - молодой человек, выходец из небогатой семьи - Жиль Блас. Направляясь в Мадрид с целью найти себе место в жизни, Жиль Блас переживает множество приключений, которые позволяют ему хорошо узнать жизнь Испании и вместе с тем определить свои возможности и перспективы. Жиль Блас по пути в Мадрид попадает в шайку разбойников, становится помощником доктора-шарлатана, слугой различного рода лиц, помощником всесильного министра и т.д. Все эти эпизоды Лесаж
как бы нанизывает друг на друга и, последовательно прослеживая все происходящее с героем, создает картину, в которой крупным планом показывает поведение людей, выступающих не как отдельные индивидуальности со своими характерами и особенностями, но как представители обычаев и свойств, присущих целым сословиям и общественным группам. Другими словами роман Лесажа вошел в историю как нравоописательный именно потому, что в нем писатель рисует испанское, а на самом деле французское общество, со стороны повадок и пристрастий людей в нем
живущих. В результате картина в романе получается крайне отталкивающая. Лесаж представляет общество как скопище мошенников, разного рода проходимцев, невежд, сребролюбцев, бездельников, любителей развлечений, которых он находит во всех кругах общества. Герой живет, как в лесу, вынужденный вести борьбу за себя в одиночку, и в редких случаях встречая среди окружающих людей тех, кто готов ему искренно помочь.
|