Христиан Вольф, наиболее выдающийся представитель немецкого Просвещения, родился в Бреславле в 1679 г., учился в местной гимназии, где не стихали диспуты между католиками и протестантами. Позже он продолжил обучение в Йене, занимаясь математикой и философией Декарта.
Перебравшись в 1702 г. в Лейпциг, он защитил там докторскую диссертацию "De philosophia practica universali methodo mathematico conscripta" ("Об общей практической философии, описанной по математическому методу"). За этой работой в 1704 г. последовала "Dissertatio algebrica de algoritmo infinitesimal! differentiali" ("Алгебраическая диссертация о дифференциальном алгоритме бесконечно малых величин"). Работая в "Acta eruditorum" ("Труды ученых"), с которым сотрудничал сам Лейбниц, Вольф в 1704 г. послал ему свою "Диссертацию". Лейбниц ответил длинным письмом, полным комментариев. Так началась переписка между Вольфом и Лейбницем; обмен письмами продолжался вплоть до смерти Лейбница в 1716 г. В 1706 г. при поддержке Лейбница Вольф получил кафедру математики в Галле, где впоследствии читал лекции и по философии. В 1710 г. выходит его работа Первые основания всех математических наук"» четырех томах, где есть сведения не только по математике, но и механике, артиллерии и т. д. Математике посвящены и другие работы Вольфа — "Elementa matheseos universae" ("Основы всеобщей математики", 1713—1715) и "Lexicon mathematicum" ("Математический лексикон", 1716). Необходимо заметить, что из логики Лейбница Вольф устраняет важные логико-формальные аспекты, сводя ее к силлогистике.Это направление станет господствующим в немецком Просвещении, которое, "за исключением математика Ламберта, оставит в тени комбинаторику Лейбница". "Идея mathesis universalis Лейбница теряет у эпигонов XVIII в. метафизическо-онтологический план" (Ф. Бароне).
Первое философское сочинение Вольфа датируется 1713 г. — это "Разумные мысли о силах человеческого рассудка и их исправном употреблении в познании правды". К 1728 г. книга выдержала уже пять изданий общим тиражом более восьми тысяч экземпляров (после чего последовало еще девять изданий, вплоть до смерти Вольфа в 1754 г.), "став учебником, получившим наибольшее распространение среди образованных людей и применяемым почти во всех университетах и школах, в которых двенадцать кафедр возглавляли приверженцы учения Вольфа" (Н. Меркер). Разрабатывая систему, Вольф пишет на немецком языке, позднее — на латинском, желая быть "наставником всего человеческого рода". На деле, однако, его главная заслуга состоит в анализе философского языка. Добрая часть философской терминологии XVIII—XIX вв. сложилась под влиянием определений и характеристик Вольфа и сохранилась в научном обиходе вплоть до наших дней.
Априорный анализ понятий, наблюдения и опыта приводит к рациональной эмпирической науке. С другой стороны, из разграничения теории и практики, знания и действия рождается различие теории и практических наук. На базе этих двух различительных критериев Вольф вырабатывает, основываясь на философии Декарта и, главным образом, Лейбница, настоящую энциклопедию знания. Выделяются следующие теоретические науки: онтология, космология, рациональная психология, естественная теология. Практические науки: практическая философия и естественное право, политика, экономика; эмпирико-теоретические науки: эмпирическая психология, телеология, догматическая физика; практико-эмпирические науки: технические дисциплины, экспериментальная физика. Логика является пропедевтикой ко всей системе наук. Она опирается на два принципа: а) непротиворечия в теории; б) достаточного основания для эмпирических наук.
|