Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Мудрость - это

Интеллект
Эрудиция
Созидательный жизненный опыт
Творческое мышление


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1170
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

“Энциклоподия знания” Христиана Вольфа

Христиан Вольф, наиболее выдающийся представитель немецкого Просвещения, родился в Бреславле в 1679 г., учился в местной гимназии, где не стихали диспуты между католиками и протестантами. Позже он продолжил обучение в Йене, занимаясь математикой и философией Декарта.

Перебравшись в 1702 г. в Лейпциг, он защитил там докторскую диссертацию "De philosophia practica universali methodo mathematico conscripta" ("Об общей практической философии, описанной по математическому методу"). За этой работой в 1704 г. последовала "Dissertatio algebrica de algoritmo infinitesimal! differentiali" ("Алгебраическая диссертация о дифференциальном алгоритме бесконечно малых величин"). Работая в "Acta eruditorum" ("Труды ученых"), с которым сотрудничал сам Лейбниц, Вольф в 1704 г. послал ему свою "Диссертацию". Лейбниц ответил длинным письмом, полным комментариев. Так началась переписка между Вольфом и Лейбницем; обмен письмами продолжался вплоть до смерти Лейбница в 1716 г. В 1706 г. при поддержке Лейбница Вольф получил кафедру математики в Галле, где впоследствии читал лекции и по философии. В 1710 г. выходит его работа Первые основания всех математических наук"» четырех томах, где есть сведения не только по математике, но и механике, артиллерии и т. д. Математике посвящены и другие работы Вольфа — "Elementa matheseos universae" ("Основы всеобщей математики", 1713—1715) и "Lexicon mathematicum" ("Математический лексикон", 1716). Необходимо заметить, что из логики Лейбница Вольф устраняет важные логико-формальные аспекты, сводя ее к силлогистике.Это направление станет господствующим в немецком Просвещении, которое, "за исключением математика Ламберта, оставит в тени комбинаторику Лейбница". "Идея mathesis universalis Лейбница теряет у эпигонов XVIII в. метафизическо-онтологический план" (Ф. Бароне).

Первое философское сочинение Вольфа датируется 1713 г. — это "Разумные мысли о силах человеческого рассудка и их исправном употреблении в познании правды". К 1728 г. книга выдержала уже пять изданий общим тиражом более восьми тысяч экземпляров (после чего последовало еще девять изданий, вплоть до смерти Вольфа в 1754 г.), "став учебником, получившим наибольшее распространение среди образованных людей и применяемым почти во всех университетах и школах, в которых двенадцать кафедр возглавляли приверженцы учения Вольфа" (Н. Меркер). Разрабатывая систему, Вольф пишет на немецком языке, позднее — на латинском, желая быть "наставником всего человеческого рода". На деле, однако, его главная заслуга состоит в анализе философского языка. Добрая часть философской терминологии XVIII—XIX вв. сложилась под влиянием определений и характеристик Вольфа и сохранилась в научном обиходе вплоть до наших дней.

Априорный анализ понятий, наблюдения и опыта приводит к рациональной эмпирической науке. С другой стороны, из разграничения теории и практики, знания и действия рождается различие теории и практических наук. На базе этих двух различительных критериев Вольф вырабатывает, основываясь на философии Декарта и, главным образом, Лейбница, настоящую энциклопедию знания. Выделяются следующие теоретические науки: онтология, космология, рациональная психология, естественная теология. Практические науки: практическая философия и естественное право, политика, экономика; эмпирико-теоретические науки: эмпирическая психология, телеология, догматическая физика; практико-эмпирические науки: технические дисциплины, экспериментальная физика. Логика является пропедевтикой ко всей системе наук. Она опирается на два принципа: а) непротиворечия в теории; б) достаточного основания для эмпирических наук.

Разместил: Немецкий философ Дата: 24.03.2009 Прочитано: 10473
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века
24.03.2009 - Э. В. фон Чирнхауз: “ars inveniendi” как вера в разум
24.03.2009 - Европейский мир на исходе Нового времени
24.03.2009 - Самюэль Пуфевдорф: естественное право и проблема разума
24.03.2009 - Христиан Томазий: различие между правом и моралью

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы