Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
В чeм смысл жизни?

В ощущениях
В слиянии с Божественным
В Познании
В служении обществу
Смысл жизни-спекуляция разума


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1005
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Трансцендентальный субъект




5. Взгляд с православной колокольни

Из 3-х мыслительных способностей человека (ум- ноэзис, разум и ум) Кант удалил первую, и доказал, что для разума духовные проблемы неразрешимы. Ну, конечно же, для “чистого разума”, после ампутации ума-ноэзиса они действительно неразрешимы. Ничего особенного здесь нет.

Но теперь на место ампутированного ума-ноэзиса Кант вставляет протез – трансцендентальный субъект, и делает это ради единства Я и возможности существования понятий как целостностей.

Но тогда – раз у него есть Я, то надо бы пересмотреть и учение о душе (психологию) и всё остальное отношение к метафизике. Правда, протез – не есть живая вещь. Зато для настоящего ноэзиса получилось бы, что метафизика возможна как наука. При живом уме-ноэзисе вся метафизика могла оказаться наукой со своей собственной “духовной верификацией” (блаженны чистые сердцем, ибо они зрят Бога). Но для чистого разума это не так. И протез в этом деле помочь не может, он – чисто философская затычка для того, чтобы хоть как-то свести концы с концами.

Понятие трансцендентального, занимающее в гносеологии Канта значительное место, особым образом может быть спроецировано в гносеологию православную, где оно неизбежно приобретает несколько иной оттенок, хотя и не теряет генеалогической связи с кантовским смыслом. Духовный опыт великих подвижников, в частности, преп. Максима Исповедника, подводит к заключению о потенциальной познаваемости того, что Кант провозглашает трансцендентными свойствами познания чистого разума, недоступными его опыту. Согласно святоотеческому учению такими реалиями являются логосы творений. Отсюда вытекает и возможное православно скорректированное понимание трансцендентального как условно, т. е. актуально непознаваемого или как потенциально познаваемого. В данном случае трансцендентальное естественным образом онтологизируется, представляя собой не только объективное свойство разума, но и объективную область бытия. Определенное таким образом трансцендентальное будет занимать среднее положение между трансцендентным и имманентным. При таком понимании трансцендентальным оказываются как сфера умопостигаемых идей, так и сфера божественных нетварных энергий. Если, следуя святоотеческой традиции, разделить сознание человека на душевное (естественное, рассудочное) и духовное (сверхъестественное), то трансцендентальное будет трансцендентно первому и имманентно второму.

[1] Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в системе науки / Пер. В.С.Соловьева. М„ 1993. С. 69.

[2] Кант И. Пролегомены. М., 1937. с. 51.

[3] Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4 (1). с. 140.

[4] Husserl Ε. Cartesian meditations. The Hague, 1960, s. 24.

[5] Кант И. Соч. в 6 т. Т. 3. С. 340.

[6] Антология мировой философии в 4 т. М., 1969. Т. 2. С. 111, 113.

[7] Из лекций прот. Влад. Мустафина.

[8] Кстати, здесь следует подчеркнуть, что в противоположность современным позитивистским концепциям, Кант не сводит язык к логическому или семантическому содержанию слов. Согласно Канту, язык как средство выражения вообще – это: а) тон (модуляция); б) движение (жестикуляция); в) слово (артикуляция). На основе такого понимания языка Кант строит классификацию искусств: а) музыка, б) пластика, в) поэзия.

[9] Паскаль Б. Мысли. СПб., 1888. с. 238.

[10] «Критика чистого разума», финал.

[11] Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М. 1975 Т. 1 с .162.

[12] Платон. Федон. 75 а.

[13] Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4 (1). С. 140.

[14] Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. С. 161.

[15] Юм Д. Исследование о человеческом познании. Соч. Т. 2. С. 77.

[16] Юм Д. Исследование о человеческом познании. Соч. Т. 2. С. 159.
Разместил: Немецкий философ Дата: 24.03.2009 Прочитано: 42765
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4

Дополнительно по данной категории

13.01.2011 - Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения
10.01.2011 - Проблема целесообразности в философии Канта
16.10.2010 - Кант о возвышенном
13.10.2010 - Кант. Типология предметов эстетического восприятия
01.10.2010 - Теория художественного творчества Канта

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы