Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли философия в России

Есть
Нет
Была в СССР
Ее никогда не было


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1359
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Кант как совесть Просвещения



Разумность – важнейшее свойство человека

1. Роль воспитания

Антропология канта рассматривает человека в противоположность животному как детерминированного не инстинктом, а разумом. Поэтому воспитание должно препятствовать возможному сползанию индивида к дикости. Воспитание должно просвещать: не только "дрессировать", но учить детей мыслить. Оно реализуется в “обуздании дикости” (дисциплинировании), научении навыкам и интеграции в культуру. Большое значение отводится морализации, которая должна прививать правильные взгляды.
2. Уникальность человеческой истории

Другим отличием от животного является человеческая история. В ней благодаря передаче достигнутого через поколения происходит совершенствование человека. Через этот процесс природа осуществляет свой скрытый план – развить в человечестве все заложенные ею в него задатки. Движущая сила при этом – антагонизм человеческой природы, его «нелюдимая общительность»: люди стремятся в общество, но в то же время противятся этому. Достижение совершенного справедливого гражданского общества есть «высшая задача природы, которую она должна выполнить для человеческого рода, поскольку лишь так природа может осуществить свои остальные замыслы, касающиеся нашего рода».

«К вечному миру» (1795)


Необходимым требованием разума Кант считал, чтобы начало права не ограничивалось пределами отдельных государств и народов, а распространялось и на всю совокупность человечества для достижения вечного мира. Опираясь на этику, Кант создает важнейшее учение о государстве и теорию международного права.

1. Государственность

Из бесправного естественного состояния, согласно философии права Канта, выводится «изначальный договор». Лишь возникшее таким образом государство в состоянии гарантировать гражданам право на неприкосновенную свободу и равенство. Категорический императив права гласит: «Веди себя в обществе так, чтобы свободная реализация твоей воли могла совмещаться со свободой каждого по единому всеобщему закону».

Такие естественные установления как свобода заключения договоров, брак и собственность гарантируются частным правом. Гражданское устройство в каждом государстве должно быть правомерным. Публичное право подчиняет всех граждан общему законодательству.

Средством к установлению и сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общения к взаимной выгоде для различных государств.

2. За республиканскую конституцию

У своих предшественников по Просвещению Кант усваивает идею республиканской конституции с разделением властей, суверенитетом народа и правами человека.

3. Важность международного права

Международное право должно быть основано на союзе свободных государств. Кант высказал идею создания лиги наций и объединения государств, которое в конечном итоге должно обеспечить вечный мир на земле.

Наконец, международное право должно обеспечить свободу и мир между народами. В качестве его условий в сочинении «К вечному миру» (1795) кант называет:

– республиканскую конституцию отдельных государств;

– федералистский мирный договор государств;

– право гражданина мира (ограниченное).

Взаимные отношения народов и государств должны определяться всеобщим гостеприимством, или "космополитическим правом". Кант идет дальше Руссо в своих взглядах на историю, которую определяет как развитие человечества в свободе, или прогрессивный переход от естественного состояния к моральному.

[1] В этом виде она почти неизвестна в Англии, где “человека, сделавшего самого себя” (self-made man) считают выскочкой. Важность этой идеи связана с тем, что на континенте образование в течение долгого времени было привилегией средних классов, в то время как в Англии оно было доступно и низшим классам. Большинство этих идей пришло на континент из Англии в виде книги, опубликованной в 1732 году: в своих «Письмах об Англии» Вольтер сравнивает английское конституционное правление с абсолютной монархией, религиозную терпимость в Англии – с консерватизмом Римской церкви, объяснительную мощь космологии Ньютона и аналитического эмпиризма Локка – с догматизмом Декарта. Книга Вольтера была предана сожжению, однако ее публикация была знаком начинавшегося философского движения – движения, интеллектуальный запал которого был мало понятен в Англии с ее специфическими условиями. Через 60 лет после смерти Канта те же самые английские идеи были представлены Англии в качестве «мелочного и претенциозного интеллектуализма» и можно усмотреть иронию судьбы в том, что английское слово «Просвещение», ставшее названием движения, начало которому положил Вольтер, в Англии все еще сохраняет оттенок мелочности и претенциозности.
Разместил: Немецкий философ Дата: 24.03.2009 Прочитано: 12117
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2

Дополнительно по данной категории

13.01.2011 - Учение Канта о прекрасном, или специфике эстетического суждения
10.01.2011 - Проблема целесообразности в философии Канта
16.10.2010 - Кант о возвышенном
13.10.2010 - Кант. Типология предметов эстетического восприятия
01.10.2010 - Теория художественного творчества Канта

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы