1. «Не спрашивай о значении, смотри на употребление»
2. Теория речевых актов (Джон Л. Остин, 1911–1960)
3. Джордж Эдвард Мур (1873–1958)
4. А. Дж. Айер (1910–1989)
5. Эмотивизм
6. P.M. Хэйр
1. «Не спрашивай о значении, смотри на употребление»
Философия обыденного языка (ordinary language) утверждает вслед за Витгенштейном: «Не спрашивай о значении, смотри на употребление».
Поиски определенного значения, окончательных критериев и синтаксической точности ставятся здесь под сомнение в пользу учета контекста, семейных сходств слов и выражений, фактического и практического употребления языка. В таком понимании философия больше не является сводом положений – она есть исследование многообразных проявлений языка. Для таких мыслителей как Сьюзен Стеббинг, Питер Строусон, Джон Остин и др. главной задачей становится исследование фактического употребления языка и его отношения к миру. Интерес смещается с редукции к объяснению и к легитимному употреблению языка. Тем самым философия отказывается от позиции, превращающей язык в отражение или изоморфную структуру мира. Фундаментальные элементы языка уже не представляют объекты, а употребление языка уже не заключается только в констатации фактов. Язык есть нечто большее, чем зеркало, отражающее мир.
Философия обыденного языка видит язык как гибко взаимодействующий с контекстом, изобретательный в действии. Значение, центральный пункт анализа, больше не является только отношением между словами и миром, а интерпретируется в качестве правил, конвенций, обычаев, т. е. применения слов. Значит, исчезает и создание идеальных языков как цель философии.
2. Теория речевых актов (Джон Л. Остин, 1911–1960)
В своей теории речевых актов Остин исследует различные функции языка. Он может не только обладать дескриптивной и констатирующей функциями, но и быть "перформативным": некоторые слова равнозначны совершению какого-нибудь действия, напр., слово "да" при заключении брака. Остин различает локутивный акт, состоящий в простом произнесении, и иллокутивный, заключающийся в связанной с ним деятельности, напр., угроза, благодарность и пр. Кроме того, есть и перлокутивный акт, выражающий результат речи. Чтобы имели место эти речевые акты, необходимо выполнение ряда условий. Выражение должно быть понятным в рамках определенных конвенций. Напр., приказы, исходящие от подчиненного, будут безрезультатны. Кроме того, требуется корректное и полное исполнение: пари на скачках будет заключено правильно лишь тогда, когда об заклад бьются оба участника, а также только в том случае, если скачка еще не завершилась. Анализ языка переходит тем самым на области, в которых выражаются оценки, предписания, действия. Такие нормативные выражения встречаются в этике и религии.
|