Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 917
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Философия обыденного языка (ordinary language)

1. «Не спрашивай о значении, смотри на употребление»
2. Теория речевых актов (Джон Л. Остин, 1911–1960)
3. Джордж Эдвард Мур (1873–1958)
4. А. Дж. Айер (1910–1989)
5. Эмотивизм
6. P.M. Хэйр

1. «Не спрашивай о значении, смотри на употребление»

Философия обыденного языка (ordinary language) утверждает вслед за Витгенштейном: «Не спрашивай о значении, смотри на употребление».

Поиски определенного значения, окончательных критериев и синтаксической точности ставятся здесь под сомнение в пользу учета контекста, семейных сходств слов и выражений, фактического и практического употребления языка. В таком понимании философия больше не является сводом положений – она есть исследование многообразных проявлений языка. Для таких мыслителей как Сьюзен Стеббинг, Питер Строусон, Джон Остин и др. главной задачей становится исследование фактического употребления языка и его отношения к миру. Интерес смещается с редукции к объяснению и к легитимному употреблению языка. Тем самым философия отказывается от позиции, превращающей язык в отражение или изоморфную структуру мира. Фундаментальные элементы языка уже не представляют объекты, а употребление языка уже не заключается только в констатации фактов. Язык есть нечто большее, чем зеркало, отражающее мир.

Философия обыденного языка видит язык как гибко взаимодействующий с контекстом, изобретательный в действии. Значение, центральный пункт анализа, больше не является только отношением между словами и миром, а интерпретируется в качестве правил, конвенций, обычаев, т. е. применения слов. Значит, исчезает и создание идеальных языков как цель философии.

2. Теория речевых актов (Джон Л. Остин, 1911–1960)

В своей теории речевых актов Остин исследует различные функции языка. Он может не только обладать дескриптивной и констатирующей функциями, но и быть "перформативным": некоторые слова равнозначны совершению какого-нибудь действия, напр., слово "да" при заключении брака. Остин различает локутивный акт, состоящий в простом произнесении, и иллокутивный, заключающийся в связанной с ним деятельности, напр., угроза, благодарность и пр. Кроме того, есть и перлокутивный акт, выражающий результат речи. Чтобы имели место эти речевые акты, необходимо выполнение ряда условий. Выражение должно быть понятным в рамках определенных конвенций. Напр., приказы, исходящие от подчиненного, будут безрезультатны. Кроме того, требуется корректное и полное исполнение: пари на скачках будет заключено правильно лишь тогда, когда об заклад бьются оба участника, а также только в том случае, если скачка еще не завершилась. Анализ языка переходит тем самым на области, в которых выражаются оценки, предписания, действия. Такие нормативные выражения встречаются в этике и религии.

Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 7446
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - У истоков позитивизма (Сен-Симон)
24.03.2009 - Позитивизм в Англии
24.03.2009 - Индуктивистский позитивизм Джона Стюарта Милля
24.03.2009 - Эволюционный позитивизм Герберта Спенсера
24.03.2009 - Эмпириокритицизм как “вторая волна” позитивизма

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы