Марксизм
1. Базис и надстройка
Материализм был распространен на область общественных явлений, общественной жизни. Практическая деятельность людей – преобразование природного мира (производство) и преобразование людьми самих себя – является основой изменений в духовном творчестве, культуре, искусстве, философии и т. д.
Маркс считал, что ход истории направляется материальными условиями жизни людей. Эти условия, в свою очередь, определяются экономическими структурами, возникающими вокруг форм производительного труда, в которых участвует человек. Образ жизни человека, таким образом, зависит от положения его в созданных обществом производственных отношениях. Такой взгляд на общество получил название «экономического детерминизма». Все проявления человеческой натуры могут быть поняты в свете экономики. Такое понимание он почему-то называет «материалистическим» (это – идея). Весь «Капитал» построен на таком видении экономической жизни.
Согласно тезису об общественном базисе и надстройке, структура общества, а тем самым и его развитие, детерминированы прежде всего экономически. Экономические структуры ("реальный базис") Маркс называет производственными отношениями (совокупностью материальных отношений между людьми, напр., отношений собственности), которые то соответствуют производительным силам (способностям и знаниям человека и средствам производства), то противоречат им. В начале каждого периода развития отношения собственности на инструменты, машины и т. д. еще не противоречат способу производства материальных благ. Но в ходе исторического процесса между ними возникают антагонизмы (гегелевское отрицание). Эти противоречия приводят к классовой борьбе, в которой угнетенный класс, занимающий в производственных отношениях невыгодное место, поднимается против господствующего класса.
«На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества вступают в противоречие с наличными производственными отношениями ... Из форм развития производительных сил они превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции».
В соответствии с этим диалектическим принципом каждая общественная формация порождает свои внутренние противоречия, разрешающиеся революцией.
В работе «Критика политической экономии. Предисловие» (1859) Маркс тезисно изложил суть всех положений марксизма. 1) Люди вступают в не зависящие от них производственные отношения, которым соответствуют ступени развития материально-производственных сил; производственные отношения – это базис. 2) На нем возникает юридическая политическая надстройка; способ производства обусловливает социально-политические и духовные процессы, потому что общественное бытие определяет общественное сознание людей.
3) Затем, на известной ступени, производительные силы вступают в противоречие с общественным отношениями, т. е. с формой собственности, и наступает эпоха социальной революции, происходит переворот в надстройке.
2. Трансформация идеализма
Классиками марксизма утверждается, что этот экономический базис обусловливает надстройку. «Способ производства материальной жизни обусловливает общественный, политический и духовный (geistigen) жизненный процесс в целом. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»[20]. Но: утверждать, что экономический базис “обусловливает” (bedingt) надстройку, двусмысленно. Подобное утверждение совсем не привлекает внимания, если брать его в очень слабом смысле. Оно становится интересным только пропорционально приближению смысла термина “обусловливает” к “определяет”. И действительно, его часто брали в этом сильном смысле. Так, к примеру, утверждалось, что церковная иерархия (от Бога к сонму ангелов и святых) средневековой теологии являлась просто идеологическим отражением средневековой феодальной структуры, а сама она определялась экономическими факторами. Возникновение буржуазии и появление капиталистического способа производства опять-таки отразились в переходе от католичества к протестантизму. Согласно Энгельсу, кальвинистское учение о предопределении отражало тот предполагаемый экономический факт, что в деловой конкуренции успех или провал зависит не от личных достоинств, а от непостижимых и неконтролируемых экономических сил. Но при этом именно Энгельс восставал против неверного понимания учения Маркса и его самого[21]. Они никогда не хотели сказать, что человеческие идеи – просто бледная тень экономических условий, в том смысле, что это отношение зависимости исключительно односторонне. Идеи (т. е. человек, вдохновленный идеями) могут оказывать обратное воздействие на обусловливающий их базис.
|