Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1420
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Маркс. Учение об экономическом детерминизме

Марксизм

1. Базис и надстройка

Материализм был распространен на область общественных явлений, общественной жизни. Практическая деятельность людей – преобразование природного мира (производство) и преобразование людьми самих себя – является основой изменений в духовном творчестве, культуре, искусстве, философии и т. д.

Маркс считал, что ход истории направляется материальными условиями жизни людей. Эти условия, в свою очередь, определяются экономическими структурами, возникающими вокруг форм производительного труда, в которых участвует человек. Образ жизни человека, таким образом, зависит от положения его в созданных обществом производственных отношениях. Такой взгляд на общество получил название «экономического детерминизма». Все проявления человеческой натуры могут быть поняты в свете экономики. Такое понимание он почему-то называет «материалистическим» (это – идея). Весь «Капитал» построен на таком видении экономической жизни.

Согласно тезису об общественном базисе и надстройке, структура общества, а тем самым и его развитие, детерминированы прежде всего экономически. Экономические структуры ("реальный базис") Маркс называет производственными отношениями (совокупностью материальных отношений между людьми, напр., отношений собственности), которые то соответствуют производительным силам (способностям и знаниям человека и средствам производства), то противоречат им. В начале каждого периода развития отношения собственности на инструменты, машины и т. д. еще не противоречат способу производства материальных благ. Но в ходе исторического процесса между ними возникают антагонизмы (гегелевское отрицание). Эти противоречия приводят к классовой борьбе, в которой угнетенный класс, занимающий в производственных отношениях невыгодное место, поднимается против господствующего класса.

«На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества вступают в противоречие с наличными производственными отношениями ... Из форм развития производительных сил они превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции».

В соответствии с этим диалектическим принципом каждая общественная формация порождает свои внутренние противоречия, разрешающиеся революцией.

В работе «Критика политической экономии. Предисловие» (1859) Маркс тезисно изложил суть всех положений марксизма. 1) Люди вступают в не зависящие от них производственные отношения, которым соответствуют ступени развития материально-производственных сил; производственные отношения – это базис. 2) На нем возникает юридическая политическая надстройка; способ производства обусловливает социально-политические и духовные процессы, потому что общественное бытие определяет общественное сознание людей.

3) Затем, на известной ступени, производительные силы вступают в противоречие с общественным отношениями, т. е. с формой собственности, и наступает эпоха социальной революции, происходит переворот в надстройке.

2. Трансформация идеализма

Классиками марксизма утверждается, что этот экономический базис обусловливает надстройку. «Способ производства материальной жизни обусловливает общественный, политический и духовный (geistigen) жизненный процесс в целом. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»[20]. Но: утверждать, что экономический базис “обусловливает” (bedingt) надстройку, двусмысленно. Подобное утверждение совсем не привлекает внимания, если брать его в очень слабом смысле. Оно становится интересным только пропорционально приближению смысла термина “обусловливает” к “определяет”. И действительно, его часто брали в этом сильном смысле. Так, к примеру, утверждалось, что церковная иерархия (от Бога к сонму ангелов и святых) средневековой теологии являлась просто идеологическим отражением средневековой феодальной структуры, а сама она определялась экономическими факторами. Возникновение буржуазии и появление капиталистического способа производства опять-таки отразились в переходе от католичества к протестантизму. Согласно Энгельсу, кальвинистское учение о предопределении отражало тот предполагаемый экономический факт, что в деловой конкуренции успех или провал зависит не от личных достоинств, а от непостижимых и неконтролируемых экономических сил. Но при этом именно Энгельс восставал против неверного понимания учения Маркса и его самого[21]. Они никогда не хотели сказать, что человеческие идеи – просто бледная тень экономических условий, в том смысле, что это отношение зависимости исключительно односторонне. Идеи (т. е. человек, вдохновленный идеями) могут оказывать обратное воздействие на обусловливающий их базис.

Разместил: rat Дата: 24.03.2009 Прочитано: 16898
Распечатать

Всего 1 на 3 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 >>

Дополнительно по данной категории

24.03.2009 - Материалистические тенденции как реакция на идеализм. Вульгарный материализм
24.03.2009 - Естественнонаучные поводы к материализму
24.03.2009 - Карл Фохт (1817–1895)
24.03.2009 - Людвиг Бюхнер (Buchner) (29 сентября 1824, Дар-мштадт — 1 мая 1899, там же)
24.03.2009 - Молешотт (Moleschott) Якоб (1822–1893)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы