Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваш интерес к философии обусловлен

Учебой
Работой
Интересом
Самопознанием
Другим


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1685
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Феноменология. Брентано: Постановка проблемы сознания



Проводя это различие, Брентано обращает внимание на проблему реальной основы физических феноменов. Однако нас интересует здесь, прежде всего, формулировка Брентано относительно интенционального и действительного существования психических феноменов. Действительное существование познания, радости, желания и т.д. может означать только одно: мы непосредственно переживаем эти акты. Что же в таком случае означает интенциональное существование психического феномена? Если строго следовать словам Брентано, это означает, что психические феномены воспринимаются во внутреннем сознании. Отсюда следует, что внутреннему сознанию, или внутреннему восприятию, присуща “имманентная предметность”, которая в данном случае есть не что иное, как “психический феномен”.

Это и означает “интенциональное существование психического феномена”. Другое толкование вряд ли возможно: речь здесь вовсе не идет об интенциональной присущности предмета; признаком психического феномена выступает как раз его “действительность”, т.е. действительное переживание этого феномена. Однако термин “интенциональный” опять обнаруживает свою двусмысленность: если психический феномен существует интенционально или феноменально, то это означает, что он содержится во внутреннем восприятии. С другой стороны, внутреннее восприятие — это то, что дает нам возможность осознать психический феномен как нечто другое, чем внутреннее восприятие. Мы опять сталкиваемся с противоречивым описанием: “содержится” и “направляется на” противоречат друг другу.

Что касается интенционального или феноменального существования физических феноменов, то Брентано весьма настойчиво подчеркивает, что физическим феноменам вполне может соответствовать некоторая действительность. Брентано допускает существование физического мира, который существует, не будучи воспринятым, оспаривает чисто феноменалистическое воззрение. С точки зрения феноменализма, предмет известен нам благодаря восприятию. То, чем может быть этот предмет до восприятия или независимо от него, мы сказать не можем. Мы можем мыслить его в качестве воспринятого, но не в качестве невоспринятого — так аргументирует английский философ и психолог А. Бэйн (Bain).

Брентано возражает Бэйну, приводя следующий аргумент: разумеется, что цвет нам является, когда мы его представляем, но отсюда не следует, что цвет не мог бы существовать и без того чтобы мы его представляли. “Только если бы быть-представленным, — пишет Брентано, — содержалось бы в цвете как момент, так же, скажем, как интенсивность и качество, тогда не-представленный цвет означал бы противоречие, ибо целое без одной из его частей действительно есть противоречие”[10]. Не всякое мышление, аргументирует Брентано, есть восприятие, и даже если это было бы так, то отсюда только следовало бы, что мы мыслим воспринятое дерево, но не дерево как воспринятое. “Белый кусок сахара вкусен, но это не означает, что кусок сахара, — пишет Брентано, — вкусен как белый”.

Ошибка феноменализма, справедливо утверждает Брентано, в смешении восприятия и воспринятого, ощущения и ощущаемого. Брентано приводит слова А. Бэйна: “мы знаем ощущение прикосновения к железу, но не представляется возможным, чтобы мы знали ощущение прикосновения как нечто в себе, независимо от ощущения прикосновения”. Очевидно, отмечает Брентано, что Бэйн употребляет выражение “ощущение прикосновения” один раз в значении “ощущаемое”, другой раз — в значении “акта ощущения”. Иными словами, один раз имеется в виду физический феномен — ощущаемое железо, другой раз — психический феномен — акт ощущения.

В данном контексте было бы уместно сравнить аргументацию Брентано против феноменализма с аргументацией Дж. Э. Мура против идеализма, прежде всего идеализма берклианского типа. Статья Мура появилась в 1903 г.[11], т.е. почти через 30 лет после выхода книги Брентано. В статье нет ссылок на “Психологию” Брентано, видимо, Мур не был знаком с этой книгой. (Несколько больше повезло знаменитому докладу (1889) Брентано “О происхождении нравственного познания”, с которым Мур познакомился тогда, когда уже завершил свою книгу Principia Ethica (1903 г.)[12]. Мур фиксирует существенное сходство своих взглядов и взглядов Брентано, отмечая при этом и различия. Об этом обстоятельстве стоит упомянуть потому, что существует, видимо, глубокая, еще далеко не исследованная связь между учением о сознании и этическим учением у каждого мыслителя. Брентано и Мур — яркий тому пример.)

Мур исходит из различия между ощущением и его объектом. “Все мы знаем, — пишет Мур, — что ощущение синего отличается от ощущения зеленого. Но ясно, что если оба они — ощущения, то у них есть что-то общее... Я буду называть это общее “сознанием”. В каждом ощущении мы имеем два разных элемента: 1) “сознание”, по отношению к которому все ощущения подобны друг другу; и 2) что-то еще, что отличает одно ощущение от другого. Позволю себе назвать этот второй элемент “объектом” ощущения...”[13]. Основной ошибкой идеализма, которую совершил и Беркли и Милль, — это отождествление esse и percipi. Эта ошибка вытекает из того, что отождествляют то, что дано в восприятии, и само восприятие — считает Мур.

В отличие от Брентано, Мур более осторожен в отношении термина “содержание”. Согласно Муру, то, что он называет объектом, не есть содержание ощущения в том смысле, что оно не содержится в ощущении как его часть. Мур стремится к радикальному различию между актом ощущения и его объектом, отрицая существование ментального образа вещи, содержащегося в акте сознания.

Нам, однако, важно сейчас обозначить общее, а таковым является выделение сознания как особой реальности. Мур пишет: “... хотя, как философы признавали, под сознанием подразумевается нечто особое, они тем не менее никогда ясно не представляли, каково же это нечто... И это происходит по ... причине ...: как только мы пытаемся фиксировать свое внимание на сознании и рассмотреть, каково оно, оно словно исчезает — как если бы перед нами была пустота. Когда мы пытаемся всмотреться с помощью интроспекции в ощущение синего, все, что мы можем увидеть — это синее: другой элемент как бы прозрачен. Однако его можно отличить, если присмотреться повнимательней и если знать, что искомое нечто существует”[14]. Говоря об интроспекции, Мур фактически отрицает ее пригодность для анализа сознания. Однако, в отличие от Брентано, он вообще не ставит вопрос о средствах, дающих доступ к сознанию. Как и Брентано (а вслед за ним Гуссерль), Мур отделяет сознание от его объекта. В этом состоит большое значение их аналитической работы. Однако проблема остается: каким образом сознание относится к своему объекту?

Психические феномены как частичные феномены одного, единого феномена Следующий признак психических феноменов связан с проблемой единства сознания. Зачастую считают, говорит Брентано, что психические феномены выступают только друг за другом, а физические — одновременно. Однако такое высказывание может иметь разный смысл. Его можно преобразовать в следующее: из психических феноменов в одно и то же время может появиться только один, а из физических — несколько. Это можно понимать, согласно Брентано, таким образом: все многообразие психических феноменов, которое является кому-либо во внутреннем восприятии, обнаруживает себя всегда как единство, тогда как физические феномены, схваченные во внешнем восприятии, не дают такого единства.

Когда мы одновременно воспринимаем звук, цвет, теплоту, запах и т.д., ничто не мешает нам приписать это различным предметам. Когда же мы отдаем себе отчет о многообразии соответствующих актов ощущения, видения, слышания и одновременно — воления, чувствования и размышления, то мы вынуждены их считать частичными феноменами некоторого единого феномена, в котором они содержатся, и принимать это за одну единую вещь. При этом подчеркивает Брентано, не следует смешивать простоту и единство. В следующей лекции мы коснемся этой проблемы подробнее.

Итак, следуя Брентано, можно выделить шесть основных признаков, пять из которых мы рассмотрели подробно (шестой признак — это негативное определение психических феноменов):

Разместил: Феноменолог Дата: 25.03.2009 Прочитано: 22377
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 >>

Дополнительно по данной категории

25.03.2009 - Феноменология. Брентано: Структура внутреннего опыта. Проблема единства сознания
25.03.2009 - Феноменология или неокантианство: философия сознания Э. Кассирера.
25.03.2009 - Феноменология. Макс Шелер: Против кантианского формализма
25.03.2009 - Феноменология. Макс Шелер: Иерархия материальных ценностей
25.03.2009 - Феноменология. Макс Шелер: Личность

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы