Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Хорошо сформулированный вопрос - половина ответа?

Да, это кратчайший путь к ответу
Это повод задуматься
Это повод не думать
Это выраженное намерение


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 679
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Последователи: Эдуард Шпрангер (1882–1963) и его “понимающая психология”

1. Последователь Дильтея
2. Учение о жизненных формах человека
3. “Понимающая психология”

1. Последователь Дильтея

Эдуард Шпрангер (Spranger) – немецкий психолог, педагог, представитель философии жизни и понимающей психологии. Ввел сам термин “понимающая психология”. Шпрангер сформировался под влиянием Дильтея.

2. Учение о жизненных формах человека

В своем главном труде – «Жизненные формы» (1921) он развил культурфилософскую интерпретацию основных типов человеческого существования. Эти типы, по Шпрангеру, жизненные формы, остающиеся самотождественными в многообразии и изменчивости жизни, исторически инвариантные структуры, соединяющие индивидуальные душевные целостности с надиндивидуальными духовными образованиями.

Шпрангер выделяет 6 жизненных форм или культурно-психологических типов, каждому из которых соответствует своеобразная структура мотивации, восприятия реальности, организации аффективно-эмоциональной сферы и т.д.

1) Так, для теоретического человека высшая форма деятельности, определяющая характер всех его жизненных проявлений, – познание. Все прочие ценности для него вторичны. В сфере мотивации он стремится преодолеть аффекты, старается быть независимым от частных, конкретных целей, если не может включить их во всеобщую систему закономерностей жизни и поведения.

2) Экономический человек – тот, кто во всех жизненных отношениях ориентируется на полезность. Все становится для него средством поддержания жизни, квазиприродной борьбы за существование. Он экономит материю, энергию, пространство и время, чтобы извлечь из них максимум полезного для своих целей. Мотивы его отличаются от мотивов “теоретика” тем, что вместо ценностей логики решающую роль играют ценности полезности.

3) Эстетический человек – тот, кто “все свои впечатления преобразует в выражения”. Его специфическая форма мотивации – “воля к форме”, выражающаяся в мотивах частного порядка, таких, как самореализация, “построение и оформление самого себя”, универсализация эстетического видения, тотализация форм.

4) Для социального человека организующим принципом жизни является любовь в религиозном смысле этого слова.

5) Властный человек может существовать в любой из ценностных сфер. Это тот, кто хочет и может внушать другим людям собственную ценностную установку как мотив деятельности. В самом общем виде мотивация властного человека – это стремление преобладать над другими. Все прочие мотивации вспомогательны. Эстетическое, напр., для него – лишь звено в цепи средств для достижения целей власти. Но если властным человеком начинает двигать не столько рациональный расчет и знание обстоятельств, сколько безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты оформления и переоформления мирового целого, то он стоит на границе между человеком властным и человеком эстетическим. Таковы были многие из величайших завоевателей в мировой истории.

6) Религиозный человек – тот, чья целостная духовная структура постоянно ориентирована на обнаружение высшего и приносящего бесконечное и абсолютное удовлетворение ценностного переживания.

3. “Понимающая психология”

Созданная Шпрангером культурно-психологическая типология в дальнейшем неоднократно использовалась социологами и психологами (в частности Г. Олпортом) для анализа жизненных стилей личностей и групп.

Вслед за Дильтеем Шпрангер считает, что душа есть «смысловая взаимосвязь действий, переживаний и реакций, объединенных человеческим Я». Душа взаимодействует с духом, причем принципы и закономерности духовной работы имманентны душе, и субъективное «везде и всегда есть отпечаток с объективного». Налицо стремление объективировать субъективное.

В свою очередь, объективное Шпрангер выводит из “жизненности”, которая выступает в виде “структур” или даже “организмов”. Одной из таких структур является общество – надиндивидуальная целостность, в которую включены индивидуумы. Но, как общество, так и другие структуры и организмы, действующие в пространстве и времени, непознаваемы для нас в их подлинном строении. «Для духовных образований у нас нет иного орудия познания, кроме индивидуальной духовной структуры. Поэтому общества, структуры, как они есть в себе, трансцендентны по отношению к нашему познанию». А поскольку индивидуальные духовные структуры существуют в виде инвариантов – жизненных форм, восприятие и познание общества через призму этих форм и есть окончат, восприятие и познание. Над ними нет никакой высшей, привилегированной познавательной инстанции.

Т. к. отношение между социально-общинной жизнью и культурой разорвано, оформление и развитие культуры – долг индивидов, которые, в свою очередь, перелагают его на государство, которое и оказывается, в конечном счете, инстанцией, связующей индивидуальные, т. е. внутрикультурные целостности в надиндивидуальные, объективные культурные единства. Эта позиция стала, в частности, теоретическим основанием той огромной работы, которую вел Шпрангер в области педагогики, организации образования и культурной политики.


Разместил: Научный философ Дата: 26.03.2009 Прочитано: 8078
Распечатать

Дополнительно по данной категории

26.03.2009 - Дильтей: Биография
26.03.2009 - Дильтей: Обоснование наук о духе
26.03.2009 - Дильтей: Историчность человеческого мира
26.03.2009 - Дильтей: Эволюция взглядов Дильтея
26.03.2009 - Дильтей: Познание как переживание

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы