Диоген стремился вести жизнь, свободную от благ цивилизации. Прозвище «canine» (собака), как нельзя лучше подходило к Диогену, который, отказавшись от одежды, пищи и крова жил практически как собака. Диоген следовал правилам собственной философии; все, что имел, он носил с собой. По иронии судьбы гл. интересом Диогена как философа было человеческое счастье. При этом, в отличие от др. философов, он верил, что люди не нуждаются в благах цивилизации, без которых все великие философские доктрины не мыслили счастья людей. Более того, он доказывал, что эти блага являлись главным источником человеческих бедствий. Согласно Диогену, мы проводим большую часть жизни в поисках вещей, которые получить либо невозможно, либо не нужно, либо они у нас уже есть. Такой вид самоистязания ограничивает свободу движения и мысли. Человек может наслаждаться радостями жизни без якобы необходимых достижений цивилизации. Аналогичное отношение Диоген демонстрировал к исканиям др. философов. Он считал, что слишком многие из них теряют время на разрешение ими самими придуманных проблем. – Отношение Диогена иллюстрирует знаменитый фил. анекдот Др. Греции. В нем описан случай, когда Александр Македонский пришел к Диогену с предложением сотрудничества и в обмен обещал ему все, что тот пожелает. В тот момент Диоген загорал и в ответ на предложение Александра сказал просто: «Не заслоняй мне солнце».
Безразличное отношение ко всему внешнему, подавление страстей, возможно полное ограничение потребностей – вот путь к истинной свободе, и отсюда новое правило жизни, то своеобразное подвижничество, образец которого явил Диоген. Уже Антисфен проповедует отречение от внешних благ, но он еще не считал нужным вести жизнь бездомного нищего и, по-видимому, даже получал гонорар от своих слушателей. Начиная с Диогена, киники облекаются в рваные рубища и являются с посохом и сумою нищих. Диоген довольствуется скудной пищей, спит на голой земле и лишь от непогоды, как пес, укрывается в старой бочке. Он приучает себя к перенесению зноя и холода: зимой он обнимал обледенелые статуи, летом валялся на раскаленном песке. Он пил воду сперва из глиняной кружки, а потом обходился и без нее, увидав однажды мальчика, который пил ее пригоршнями. Он ел травы и коренья, иногда сырое мясо, говоря, что при нужде не отказался бы и от человеческого. Следуя Сократу, он признавал, что ни в чем не нуждаться свойственно лишь богам, а нуждаться в малом – тем, кто уподобляется богам. Конечно, не все потребности могут быть подавлены. При совершенном освобождении человека от каких-либо объективных нрав. норм, от обязанностей по отношению к обществу и ближним, каждое отдельное действие оценивалось лишь с т. зр. достижения конечной цели – свободы, являясь само по себе безразличным.
Раз благо заключается в освобождении от потребностей и страстей, то удовлетворение некоторых необходимых физических (голода или половой) потребностей является средством для этой цели. Только чем проще, грубее, иногда отвратительнее удовлетворение, – тем лучше, все равно каким путем оно бы ни достигалось. Чтобы на практике демонстрировать свои способы удовлетворения человеческих потребностей, Диоген, если верить анекдотам, не останавливался перед самыми грубыми оскорблениями общественной нравственности, перед проявлениями такого "цинизма", который едва ли может быть превзойден. Нет того свинства, которого бы он не совершал публично, выражая сожаление, что и голода он не может удовлетворять столь же простыми способами...
Диоген – личность неординарная. Многие его поступки и высказывания напоминают поступки и высказывания Сократа. Но, конечно же, это не Сократ, это – циник, который вел образ жизни, далеко не похожий на образ жизни Сократа. Понятия здоровья, богатства, т. е. понятия общие для Диогена не существовали, и поэтому, когда Диогену строили дом и строители не выдержали намеченные сроки, то Диоген сказал, что он может обойтись и без дома и поселился в бочке. Афиняне этот его вызов приняли, и когда какой-то мальчишка разбил его глиняную бочку, афиняне приволокли для Диогена другую. Описывается и другой случай: когда Диоген увидел мальчика, пьющего воду из ладони, он сказал, что мальчик обошел его в простоте жизни, и выбросил свою глиняную чашку.
|