Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1132
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Киническая школа



Диоген стремился вести жизнь, свободную от благ цивилизации. Прозвище «canine» (собака), как нельзя лучше подходило к Диогену, который, отказавшись от одежды, пищи и крова жил практически как собака. Диоген следовал правилам собственной философии; все, что имел, он носил с собой. По иронии судьбы гл. интересом Диогена как философа было человеческое счастье. При этом, в отличие от др. философов, он верил, что люди не нуждаются в благах цивилизации, без которых все великие философские доктрины не мыслили счастья людей. Более того, он доказывал, что эти блага являлись главным источником человеческих бедствий. Согласно Диогену, мы проводим большую часть жизни в поисках вещей, которые получить либо невозможно, либо не нужно, либо они у нас уже есть. Такой вид самоистязания ограничивает свободу движения и мысли. Человек может наслаждаться радостями жизни без якобы необходимых достижений цивилизации. Аналогичное отношение Диоген демонстрировал к исканиям др. философов. Он считал, что слишком многие из них теряют время на разрешение ими самими придуманных проблем. – Отношение Диогена иллюстрирует знаменитый фил. анекдот Др. Греции. В нем описан случай, когда Александр Македонский пришел к Диогену с предложением сотрудничества и в обмен обещал ему все, что тот пожелает. В тот момент Диоген загорал и в ответ на предложение Александра сказал просто: «Не заслоняй мне солнце».

title


Безразличное отношение ко всему внешнему, подавление страстей, возможно полное ограничение потребностей – вот путь к истинной свободе, и отсюда новое правило жизни, то своеобразное подвижничество, образец которого явил Диоген. Уже Антисфен проповедует отречение от внешних благ, но он еще не считал нужным вести жизнь бездомного нищего и, по-видимому, даже получал гонорар от своих слушателей. Начиная с Диогена, киники облекаются в рваные рубища и являются с посохом и сумою нищих. Диоген довольствуется скудной пищей, спит на голой земле и лишь от непогоды, как пес, укрывается в старой бочке. Он приучает себя к перенесению зноя и холода: зимой он обнимал обледенелые статуи, летом валялся на раскаленном песке. Он пил воду сперва из глиняной кружки, а потом обходился и без нее, увидав однажды мальчика, который пил ее пригоршнями. Он ел травы и коренья, иногда сырое мясо, говоря, что при нужде не отказался бы и от человеческого. Следуя Сократу, он признавал, что ни в чем не нуждаться свойственно лишь богам, а нуждаться в малом – тем, кто уподобляется богам. Конечно, не все потребности могут быть подавлены. При совершенном освобождении человека от каких-либо объективных нрав. норм, от обязанностей по отношению к обществу и ближним, каждое отдельное действие оценивалось лишь с т. зр. достижения конечной цели – свободы, являясь само по себе безразличным.

Раз благо заключается в освобождении от потребностей и страстей, то удовлетворение некоторых необходимых физических (голода или половой) потребностей является средством для этой цели. Только чем проще, грубее, иногда отвратительнее удовлетворение, – тем лучше, все равно каким путем оно бы ни достигалось. Чтобы на практике демонстрировать свои способы удовлетворения человеческих потребностей, Диоген, если верить анекдотам, не останавливался перед самыми грубыми оскорблениями общественной нравственности, перед проявлениями такого "цинизма", который едва ли может быть превзойден. Нет того свинства, которого бы он не совершал публично, выражая сожаление, что и голода он не может удовлетворять столь же простыми способами...

Диоген – личность неординарная. Многие его поступки и высказывания напоминают поступки и высказывания Сократа. Но, конечно же, это не Сократ, это – циник, который вел образ жизни, далеко не похожий на образ жизни Сократа. Понятия здоровья, богатства, т. е. понятия общие для Диогена не существовали, и поэтому, когда Диогену строили дом и строители не выдержали намеченные сроки, то Диоген сказал, что он может обойтись и без дома и поселился в бочке. Афиняне этот его вызов приняли, и когда какой-то мальчишка разбил его глиняную бочку, афиняне приволокли для Диогена другую. Описывается и другой случай: когда Диоген увидел мальчика, пьющего воду из ладони, он сказал, что мальчик обошел его в простоте жизни, и выбросил свою глиняную чашку.

Разместил: rat Дата: 21.03.2009 Прочитано: 33836
Распечатать

Всего 1 на 5 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 >>

Дополнительно по данной категории

21.03.2009 - Киренская школа
21.03.2009 - Элидо-эретрийская школа
21.03.2009 - Мегарская школа
21.03.2009 - Алексин из Элиды (кон. 4—нач. 3 в. до н. э.)
21.03.2009 - Анникерид из Кирены (кон. 4 —нач. 3 в. до н. э.)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы