Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как произошел человек?

От обезьяны (путем эволюции)
Был создан Демиургом
Занесен иноплатным разумом
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 916
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Космология Платона



3. Демиург

Создатель мира сего – Бог, вечный, благой. По своей благости Он захотел создать мир, возможно лучший, подобный Ему Самому. Мы до сих пор встречались у Платона лишь с идеями и материей, а в этом диалоге находим новое начало – Бога, царящего над двумя вышеуказанными. Многие историки думали, что это лишь удобный образ для объяснения строения мира; но на деле мы имеем основание думать, что Платон признавал единого верховного Бога, отожествляя его с идеей Блага, выше которой ничего быть не может, так как она сама выше бытия, служит конечной причиной и первым началом всего сущего и не обусловливается никакою иною высшею идеей или началом.

Но что такое самосущее Благо? Как Солнце устрояет все в мире физическом, так Идея блага – в мире умопостигаемом. Здесь, как и у мегарцев Бог отожествляется с абсолютным.

4. Создание природы

Самое создание природы описывается следующим образом.

Демиург (творец мира) создал Душу Мира из смеси пребывающего идеального и делимого материального начала (т.е. из бытия и небытия в платоновском смысле). Он распростер эту смесь во всех направлениях, по всему протяжению, которое впоследствии наполнила собой видимая Вселенная.

Затем, разделив ее сообразно основным математическим отношениям гармонии и астрономии, он предобразовал в ней орбиты планет и небо неподвижных звезд.

В этом фантастическом образе духовное смешано с вещественным.

Кроме того, многие отцы Церкви трактовали этот диалог так, будто в нем изложено учение о сотворении мира Богом, хотя здесь можно увидеть, что образец, на который Демиург взирает, это идеальный образец, уже существующий вместе с Богом, а с другой стороны, он имеет материю, из которой и творит мир. Т. обр., Бог-Демиург не творит в собственном смысле слова мир, а лишь создает его из имеющихся идей и материи.

Поскольку Демиург творит мир, взирая при этом на вечный праобраз (первообраз) идей, то мир – это еще и космос, естественная гармония.

5. Создание Мировой Души

В качестве посредника между умом космоса (идеальным образцом) и телом (материей) Демиург создает Мировую Душу – смесь того и иного, «силой принудив не поддающуюся смешению природу иного /материи/ к сопряжению с тождественным /образцом/».

Насильственное (демиургическое) соединение в природе космоса столь разнородных начал приводит к тому, что все движения космического тела также имеют двойственный характер: в них наряду с природой тождественного обнаруживается природа иного.

Получив из трех одно целое, Демиург делит полученную уже смесь «на нужное число частей». Разделение целого тела космоса можно понять, только учитывая связь Платона с пифагорейской традицией символики чисел. Вот как описывает это Платон в “правдоподобно-мифологической” форме: « … рассекши весь образовавшийся состав по длине на две части, он (Демиург) сложил обе части крест-накрест наподобие буквы Х и согнул каждую из них в круг, заставив концы сойтись в точке, противоположной точке их пересечения.».

Интересно, что св. Ириней Лионский платоновские космогонические рассуждения воспринимал следующим образом: «то, что у Платона в Тимее говорится в физическом отношении о Сыне Божием, когда говорится, что Он (Бог) поместил Его во вселенной на подобие буквы Х, он заимствовал у Моисея. Ибо в Моисеевых писаниях рассказано, что в то время, как израильтяне вышли из Египта и были в пустыне, напали на них ядовитые животные, ехидны и аспиды и всякий род змей и истребляли народ; и Моисей по вдохновению и действию Божию взял мед и сделал образ креста и поставил его во святой скинии и сказал народу: если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь через него. Вследствие того змеи, как написал Моисей, стали умирать, а народ через такое средство избежал смерти. Платон прочитал это, и не зная точно и не сообразивши, что было образ креста, в видя только фигуру буквы Х, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу, была во вселенной на подобие буквы Х».

6. Подробности творения

Смесь, из которой была образована Мировая Душа, разделена была Демиургом на 2 части, из которых были образованы 2 круга, – внешний и внутренний, верхний, соответствующий небу неподвижных звезд, и нижний, соответствующий сферам планет. Небо и планеты движутся силою Мировой Души и по ее законам совершают свои круговые движения, размеренные гармонически. Движение внешнего круга, или неба неподвижных звезд, направленное к западу, есть движение вечное, всегда одинаковое, и соответствует той части души, которая образована из стихии высшей; самостоятельное движение планет представляет собою низшую стихию: отсюда зависит их разнообразие их орбит и скоростей движения.

Движению неба соответствует и познание: мир движется и в своем движении познает идеальные и материальные начала; он познает себя самого, вечно возвращаясь к себе самому; он познает идеальные, сверхнебесные начала в движении высших сфер, в которых они отражаются, и он познает временное, чувственное бытие, которое заключается в его низшей области. Как человеческая мысль соответствует движению внутренних органов человека, так и совершенная мысль соответствует совершенному мировому движению.

Разместил: Древнегреческий философ Дата: 21.03.2009 Прочитано: 54888
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

07.12.2010 - Классификация Платоном науки и трактовка частнонаучного знания
21.03.2009 - Платон Афинский (427-347 до н. э.)
21.03.2009 - Платона коментаторы
21.03.2009 - Сочинения Платона
21.03.2009 - Платон и платонизм

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы