3. Демиург
Создатель мира сего – Бог, вечный, благой. По своей благости Он захотел создать мир, возможно лучший, подобный Ему Самому. Мы до сих пор встречались у Платона лишь с идеями и материей, а в этом диалоге находим новое начало – Бога, царящего над двумя вышеуказанными. Многие историки думали, что это лишь удобный образ для объяснения строения мира; но на деле мы имеем основание думать, что Платон признавал единого верховного Бога, отожествляя его с идеей Блага, выше которой ничего быть не может, так как она сама выше бытия, служит конечной причиной и первым началом всего сущего и не обусловливается никакою иною высшею идеей или началом.
Но что такое самосущее Благо? Как Солнце устрояет все в мире физическом, так Идея блага – в мире умопостигаемом. Здесь, как и у мегарцев Бог отожествляется с абсолютным.
4. Создание природы
Самое создание природы описывается следующим образом.
Демиург (творец мира) создал Душу Мира из смеси пребывающего идеального и делимого материального начала (т.е. из бытия и небытия в платоновском смысле). Он распростер эту смесь во всех направлениях, по всему протяжению, которое впоследствии наполнила собой видимая Вселенная.
Затем, разделив ее сообразно основным математическим отношениям гармонии и астрономии, он предобразовал в ней орбиты планет и небо неподвижных звезд.
В этом фантастическом образе духовное смешано с вещественным.
Кроме того, многие отцы Церкви трактовали этот диалог так, будто в нем изложено учение о сотворении мира Богом, хотя здесь можно увидеть, что образец, на который Демиург взирает, это идеальный образец, уже существующий вместе с Богом, а с другой стороны, он имеет материю, из которой и творит мир. Т. обр., Бог-Демиург не творит в собственном смысле слова мир, а лишь создает его из имеющихся идей и материи.
Поскольку Демиург творит мир, взирая при этом на вечный праобраз (первообраз) идей, то мир – это еще и космос, естественная гармония.
5. Создание Мировой Души
В качестве посредника между умом космоса (идеальным образцом) и телом (материей) Демиург создает Мировую Душу – смесь того и иного, «силой принудив не поддающуюся смешению природу иного /материи/ к сопряжению с тождественным /образцом/».
Насильственное (демиургическое) соединение в природе космоса столь разнородных начал приводит к тому, что все движения космического тела также имеют двойственный характер: в них наряду с природой тождественного обнаруживается природа иного.
Получив из трех одно целое, Демиург делит полученную уже смесь «на нужное число частей». Разделение целого тела космоса можно понять, только учитывая связь Платона с пифагорейской традицией символики чисел. Вот как описывает это Платон в “правдоподобно-мифологической” форме: « … рассекши весь образовавшийся состав по длине на две части, он (Демиург) сложил обе части крест-накрест наподобие буквы Х и согнул каждую из них в круг, заставив концы сойтись в точке, противоположной точке их пересечения.».
Интересно, что св. Ириней Лионский платоновские космогонические рассуждения воспринимал следующим образом: «то, что у Платона в Тимее говорится в физическом отношении о Сыне Божием, когда говорится, что Он (Бог) поместил Его во вселенной на подобие буквы Х, он заимствовал у Моисея. Ибо в Моисеевых писаниях рассказано, что в то время, как израильтяне вышли из Египта и были в пустыне, напали на них ядовитые животные, ехидны и аспиды и всякий род змей и истребляли народ; и Моисей по вдохновению и действию Божию взял мед и сделал образ креста и поставил его во святой скинии и сказал народу: если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь через него. Вследствие того змеи, как написал Моисей, стали умирать, а народ через такое средство избежал смерти. Платон прочитал это, и не зная точно и не сообразивши, что было образ креста, в видя только фигуру буквы Х, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу, была во вселенной на подобие буквы Х».
6. Подробности творения
Смесь, из которой была образована Мировая Душа, разделена была Демиургом на 2 части, из которых были образованы 2 круга, – внешний и внутренний, верхний, соответствующий небу неподвижных звезд, и нижний, соответствующий сферам планет. Небо и планеты движутся силою Мировой Души и по ее законам совершают свои круговые движения, размеренные гармонически. Движение внешнего круга, или неба неподвижных звезд, направленное к западу, есть движение вечное, всегда одинаковое, и соответствует той части души, которая образована из стихии высшей; самостоятельное движение планет представляет собою низшую стихию: отсюда зависит их разнообразие их орбит и скоростей движения.
Движению неба соответствует и познание: мир движется и в своем движении познает идеальные и материальные начала; он познает себя самого, вечно возвращаясь к себе самому; он познает идеальные, сверхнебесные начала в движении высших сфер, в которых они отражаются, и он познает временное, чувственное бытие, которое заключается в его низшей области. Как человеческая мысль соответствует движению внутренних органов человека, так и совершенная мысль соответствует совершенному мировому движению.
|