Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Мудрость - это

Интеллект
Эрудиция
Созидательный жизненный опыт
Творческое мышление


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1171
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Космология Платона



Земля шарообразна, неподвижна и помещается в центре мира. За землей следует сфера, или круг, к которому прикреплена Луна, затем – сферы Солнца, пяти планет, известных в древности, и, наконец, небо неподвижных звезд. [Феофраст сообщает, как передаст Плутарх, что под конец жизни, все более и более приближаясь к пифагорейцам. Платон признал подобно им центральный огонь, отказавшись, т. обр., от своей геоцентрической теории.].

Любопытно объяснение Платона относительно природы самих стихий, из которых слагается тело Мировой Души. И здесь объяснение Платона – телеологическое. Чтобы все явления мира сделать доступными осязанию и зрению, Бог составил мир из земли и огня. Но, так как эти основные стихии взаимно противоположны по своим природным свойствам, то, чтобы связать их, Бог переложил огонь и землю воздухом и водой, с той целью, чтобы идеи могли явиться в вещественном мире, воплотиться в видимых, осязаемых формах.

Итак, вначале Демиург творит Мировую Душу. Сотворив ее, Бог творит чувственный мир из 4 элементов. Он берет их в качестве образца, который уже существует. Он берет

– огонь, чтобы этот мир был видимым,

– берет землю, чтобы мир был осязаемым,

– берет воду и воздух, чтобы они связывали этот мир,

и таким образом возникает чувственный мир.

7. Мир как “чувственное божество”

Мир есть, т. обр., блаженное, одушевленное, живое существо. В космологии Платона характерно постоянное стремление объяснить различные части мироздания из идеи Блага, из представления о благости Творца, который создает мир по Своему образу, по подобию идеи Блага, царящей в мире умопостигаемом. Рассматривая мироздание, Демиург находит его все более и более подобным вечным образам: мир есть живое существо, вечно блаженное, существующее в бесконечном времени, соответствующее идее жизни; мир есть чувственное божество, как его называет Платон.

Но для того, чтобы придать созданию полноту, присущую идеальному миру, надо было, чтобы те роды и виды живых существ, которые Бог видел в вечных идеях, явились осуществленными в действительности. И для полного развития идеи жизни в своем создании Бог приступил к творению живых существ. Их он разделил на 4 вида сообразно 4 стихиям, и первыми создал огненные существа – богов и демонов, которые обладают наибольшим совершенством. Это – видимые нами звезды, наполняющие небо. Их Платон считал одушевленными божественными существами – представление, свойственное, как мы видели, всем предшествовавшим ему философам.

8. Время как подвижный образ вечности

Взирая на созданное Им живое существо, Бог захотел сделать его еще более подобным себе и с этой целью создал "подвижный образ вечности" – время. Оно родилось вместе с небом, вместе с движением светил и ими всецело определяется. Солнце служит как бы хронометром Вселенной.

9. Человек – первое живое земное существо

Затем были созданы живые смертные существа, причем первым был создан человек. Душу Мира Демиург творит из тождественного, неделимого и делящегося в тела. Соединяет все это и получает некоторую сущность, из которой творит Душу Мира. К остаткам этой сущности он добавляет неделимое и делящееся в тела и из этого творит души людей. Число этих душ вполне определенно и равно числу звезд.

10. Создание стихий

Создавая космос Демиург «начал с того, что упорядочил эти 4 ряда [стихий] с помощью образов и чисел» (Тимей 53 a-b). Образы, о которых здесь говорит Платон, – это математические телесные формы. Выделив правильные фигуры в качестве исходных при изучении физических объектов, Платон устанавливает количественное соотношение между 3-мя космическими элементами, образованными из одинаковых треугольников, а именно между огнем, воздухом и водой. Каждая грань тетраэдра, октаэдра – икосаэдра состоит из 6 треугольников особого типа, так что в «огне» не будет 6 х 4 = 24, в «воздухе 6 х 8 = 48, в «воде» 6 х 20 = 120 “первотреугольников”.

Разместил: Древнегреческий философ Дата: 21.03.2009 Прочитано: 54890
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

07.12.2010 - Классификация Платоном науки и трактовка частнонаучного знания
21.03.2009 - Платон Афинский (427-347 до н. э.)
21.03.2009 - Платона коментаторы
21.03.2009 - Сочинения Платона
21.03.2009 - Платон и платонизм

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы