Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как произошел человек?

От обезьяны (путем эволюции)
Был создан Демиургом
Занесен иноплатным разумом
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 915
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Сочинения Платона

Сочинения Платона написаны главным образом в форме диалогов, основным участником которых выступает Сократ. Важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр», «Государство», «Теэтет», «Парменид», «Софист», «Тимей». В них нашли отражение важнейшие идеи всех прежних философских учений.

Один из величайших художников слова, он видел в своей литературной деятельности не самодовлеющую цель и не средство для распространения фил. воззрений, готовых результатов своей мысли, а средство для побуждения к фил. жизни. Этим объясняются и особенности диалогов Платона, которые не дают читателю готового изложения, а как бы заставляют его присутствовать в качестве молчаливого слушателя при процессе совместного искания истины, испытания, исследования тех или др. положений или вопросов. – Большею частью диалоги и не приводят к чему-либо иному, как к постановке той или иной фил. проблемы. Правда, в некоторых из них находим развитие фил. положений, решения тех или других фил. проблем. Но, если рассмотреть фил. деятельность Платона в ее целом, придется признать, что такие решения не составляли положений какой-либо догматической системы; это – фил. интуиции или фил. проблемы, идеалы, а не отвлеченные формулы. Платон оставался верен осн. диалектическому принципу философии, как ее понимал Сократ, т. е. вечного стремления к идеалу истины, которое не успокаивается на образах и подобиях этой истины, на отвл. формулах и положениях. Сравнение с искрой, из кот. возгорается внутр. свет, который затем питается сам собою, – как нельзя более удачно. Истина познается путем какого-то озарения, проблеска, интуиции в ответ на долгие усилия и искания. Эта истина ничем не заменима, и всякие чел. замены или изображения ее призрачны. Поэтому мысль философа, кот. хочет питать в себе возгоревшийся в нем свет, должна вечно сохранять свое стремление к идеалу.

В Платоне в огромной степени фил. скепсис, вечное сомнение во всяких фил. формулах и самый последовательный критицизм по отношению к ним глубоко сочетались с мист. идеализмом, с верой в идеал, познаваемый непосредственным созерцанием. Даже центральное учение Платона об идеях не было догматом в глазах Платона и его учеников; сам Платон не раз подвергал его крит. переработке, – и отдельные диалоги ("Софист" и "Парменид") носят следы того крит. рассмотрения и обсуждения, какому учение об идеях подвергалось в самой Академии. – Наш о. П. Флоренский писал: «Творения философов значительно позднейших давно уже пожелтели и высохли, спал их нарядный убор и стоят перед сознанием оголенные их схемы, как мерзлые деревья зимой. Но живы и будут жить претрепетные Диалоги Платона. И нет такого человека, который хотя бы одно время жизни своей не был платоником. Кто ведь не испытывал, как растут крылья души?» – Трудно перечислить всех мыслителей (в т. ч. и Отцов Церкви), которые так или иначе не испытали бы на себе влияние Платона. Христианские философы рассматривали учение Платона как пролог к Новому Завету. Платоново учение о высшем Божестве, духовном мире и бессмертии духа несомненно способствовало осмыслению Евангелия античным миром и помогло формированию хр. философии.

Творения Платона, этот высший памятник худ. прозы греков, отличаются таким необыкновенным мастерством формы, кот. свидетельствует, помимо гения, об огромной систематической работе, об изучении языка, делающем честь не только Платону, но и его учителям. Следуя общей моде своего времени и своему худ. гению, он в молодости писал и стихи, некоторые из кот. дошли до нас; так, он писал дифирамбы, оды, трагедии, эпиграммы и даже драмы, которые он, впрочем, сам сжег; следы его поэт. деятельности особенно заметны в ранних диалогах ("Лисис", "Хармид", "Лахес", "Протагор"), которые все изобилуют мн-вом драматических эффектов. – До нас дошли все подлинные сочинения Платона, о кот. только мы встречаем какое-нибудь указание у др. авторов. Сборник произв. Платона включает в себя 35 диалогов. Собрание соч. Платона впервые было составлено к концу III века (около 200 г.) Аристофаном. Из 35 диалогов, написанных в форме бесед Сократа со своими собеседниками, 23 считаются подлинными и авторство 11 диалогов подвергается сомнению. Одного из персонажей его диалогов зовут Сократ. Платон использует имя Сократа, конечно не случайно, это – не просто попытка прикрыться именем учителя, а стремление развить те положения, которые выдвигал Сократ. Где в диалогах Платона говорит исторический Сократ, а где устами Сократа говорит сам Платон, – определить трудно.

Диалоги Платона обычно разбивают на 5 групп по времени их написания.

В 1-ю группу входят те, в которых Платон чаще пишет о своем учителе: это «Апология Сократа», «Гиппий Меньший», «Лисий», «Хармид», «Алкивиад», "Критон", "Евтифрон", "Протагор", 1-я книга «Государства» (самого объемного соч. Платона) и «Лахес». Они служат одним из важнейших источников для изучения философии Сократа, поскольку воззрения, высказываемые ими, согласны с теми взглядами, которые приписывает Сократу Ксенофонт. Осн. положения: никто по своей воле не зол, добродетель есть знание, и цель философа – обличение мнимого знания. Отношение к софистам, торгующим этим мнимым знанием "оптом и в розницу", уже здесь является отрицательным. Сократ выступает как истинный учитель добродетели, потому что он указывает в ней действительный путь к счастью и в то же время открыл ее основание в самом принципе знания, т. е. в разуме.

Разместил: Древнегреческий философ Дата: 21.03.2009 Прочитано: 15121
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

07.12.2010 - Классификация Платоном науки и трактовка частнонаучного знания
21.03.2009 - Платон Афинский (427-347 до н. э.)
21.03.2009 - Платона коментаторы
21.03.2009 - Платон и платонизм
21.03.2009 - Космология Платона

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы