Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Хорошо сформулированный вопрос - половина ответа?

Да, это кратчайший путь к ответу
Это повод задуматься
Это повод не думать
Это выраженное намерение


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 679
Комментарии: 1

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Сочинения Платона



Но уже и в этих ранних произведениях просвечивает тенденция, кот. привела Платона впоследствии к учению об идеях. Так, в "Хармиде" указывается, что белое считается таковым лишь по приобщению к белому цвету. Складывается тезис о том, что фил. истина есть идея; но идея, по его убеждению, имеет нрав. содержание и ценность лишь постольку, поскольку она является нрав. нормой чел. поведения. Так, в диалогах "Лисий" или "О дружбе" Сократ стремится доказать двум друзьям, что они не знают истинной дружбы; диалог кончается признанием, что истинная дружба имеет ценность лишь постольку, поскольку она обращена на предмет, достойный любви. Т. обр., здесь мысль Платона выходит уже за пределы сократовского понятия блага: Платон признает благо самозаконное как положительное начало. – 3 небольших диалога – "Евтифрон", "Апология Сократа" и "Критон" – относятся к процессу Сократа. Евтифрон изображает беседу Сократа о благочестии, причем эта беседа, в кот. высший идеал философа противополагается суеверию толпы, происходит при самом начале процесса. Апология – защитительная речь Сократа, а Критон – беседа осужденного Сократа о святости закона и о необходимости повиноваться законам гос-ва. В "Евтифроне" наблюдается заметное приближение к последующему учению об идеях. В поисках, за общим определением благочестия, Сократ требует от своего противника, чтобы он говорил не об отдельных благочестивых лицах или поступках, а указал на то общее начало, кот. сообщает благочестие всем частным лицам и поступкам и делает благочестивое благочестивым. Этот диалог изображает беседу Сократа с гадателем Евтифроном, затеявшим процесс против своего отца по рел. мотивам. Спор этот очень важен для освещения нрав. кризиса, кот. переживали все просвещенные умы того времени. Осн. вопрос: благочестивое, – потому ли оно благочестиво и свято, что приятно богам, или же оно именно потому им приятно, что оно само по себе благочестиво и свято, независимо от их санкции. Платон указывает на грубость господствовавших мифологических представлений, на неизбежные противоречия нрав. сознания, возникающие при политеизме. Он восстает против суеверия. Люди, говорит он, приносят жертвы богам, чтобы те взамен давали им блага. Народное суеверное благочестие сводится к торгу с богами. Для философа святое, или священное – свято само по себе, нравственное добро – самозаконно. – Полной ясности достигает эта сторона в Апологии. В глазах Платона Сократ явл. мучеником за идею, вдохновенным проповедником, для кот. служение добру было служением Богу.

Во 2-ю группу входят диалоги, в которых Платон проявляет уже некоторую фил. самостоятельность: «Горгий», «Менон», «Кратил», «Гиппий Больший», – там появляется термин эйдос. В действительной чел. жизни идеальные нормы добра, открытые Сократом, не только не осуществляются, но и не сознаются истинным образом. И тем не менее они обладают высшей правдой, высшей истиной, поскольку существует какая-то сверхчувственная, идеальная, благая действительность, доступная фил. разуму и составляющая предмет разумного чел. стремления.

Следующие группы представляют собой диалоги, где Платон выступает уже зрелым, самостоятельным философом. 3-я группа: «Пир», «Федр», «Федон» и последующие главы «Государства». Смерть Сократа убедила Платона в реальности высшей бессмертной дух. жизни. Таково впечатление, выносимое нами из чтения "Федона": если отдельные док-ва бессмертия души, приводимые в этом диалоге и влагаемые в уста Сократа, не выдерживают критики, то из всего гениального изображения этой предсмертной беседы Сократа создается впечатление одухотворенности Сократовой личности, сознание духовности чел. личности вообще; здесь утверждается идеал духовной, сверхчувственной жизни, высшая действительность и правда которой открывается в самой смерти Сократа. 4-я группа: «Теэтет», «Софист», «Тимей», «Парменид», «Политик» и «Критий». В них мы находим попытку глубже уяснить себе отношение чел. познания к идеалу истины. Платон сознает те трудности, кот. связаны с его теорией, и предлагает несколько различных попыток для их разрешения. Он полемизирует против односторонности мегарской школы, которая привела ее к видоизмененному нигилизму "Парменида". Он полемизирует против принципа отвл. единства элейских философов, противополагая ему принцип живого всеединства, пифагорейское единство во мн-ве. Эта пифагорейская струя все более и более усиливается в произведениях Платона под личным влиянием пифагорейцев, с кот. он сблизился в посл. период жизни. Идеи Платона сближаются с числами Пифагора.

5-я группа: единственный диалог «Законы», где нет Сократа (Как утверждает Вл. Соловьев, в этом диалоге он настолько отходит от идеала, к кот. стремился Сократ, что противоречит тому, что писал в ранних диалогах, и, вероятно, поэтому не упоминает имени Сократа. Все же «Законы» логически вытекают из положений, которые Платон развивал еще в раннем периоде, в диалоге «Государство»). В последний период своей фил. деятельности Платон значительно отклонился от своих прежних начал и сблизился с пифагорейцами как в силу личных симпатий, так и в силу фил. побуждений. Он отожествил свои идеи с числами пифагорейцев и, подобно им, признал началом всего сущего элементы чисел – "единое" и "беспредельное". Из этих начал образуется не только все чувственное множество, но и самые идеи, которые Платон признавал идеальными числами. Единое отожествляется с сущим и с благом, явл. образующей причиной всех вещей; беспредельное – с материей и получает все ее отрицательные свойства. Это – начало раздвоения, делимости (Платон называет его также неопределенной двоицей; как противоположное первому это – начало отрицания, множества, несовершенства, зла, – как у пифагорейцев.

Философских трактатов, в нашем понимании этого слова, Платон не писал. В этом смысле изучать Платона сложнее, чем, скажем, Спинозу, Канта или Локка, где есть четкая логика изложения трактата. У Платона каждый диалог – это живая мысль, поиск истины, причем в одном диалоге могут высказываться положения, противоположные мыслям, высказанным в других диалогах, что также затрудняет построение единой системы философии Платона. Он в основном только обучает нас мыслить. Платон – это «свободный художник» в области философии. Он смело прибегает к широким метафорам, и зачастую сам же явл. первым и глубоким критиком своего учения. – Философия Платона есть вечный поиск истины, она принципиально асистематична и антидогматична, а сила его поэт. дарования придает этому поиску эстетическую значимость. Философствование – это абс. свободная деятельность, взрывающая «окончательность» результатов научного познания, самокритичная. (Заметим, что первая критика «теории идей» принадлежит самому Платону.) Только человек, стремящийся к добродетели, движимый любовью к прекрасному, может стать философом.

С. Н. Трубецкой «Курс истории древней философии»
В.С.Соловьев - Теоретическая философия
Разместил: Древнегреческий философ Дата: 21.03.2009 Прочитано: 15120
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2

Дополнительно по данной категории

07.12.2010 - Классификация Платоном науки и трактовка частнонаучного знания
21.03.2009 - Платон Афинский (427-347 до н. э.)
21.03.2009 - Платона коментаторы
21.03.2009 - Платон и платонизм
21.03.2009 - Космология Платона

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы