1. Космогония Платона (диалог «Тимей»)
2. Учение Платона о Мировой
Космогония Платона (диалог «Тимей»)
1. «Тимей»
Обычно Платон с меньшим удовольствием обращается к физическим представлениям, чем к этическим и диалектическим. Достоверному познанию подлежит лишь умопостигаемый мир, а мир явлений подлежит лишь мнению. В известном смысле можно сказать, что между физикой Платона и его идеологией существует такое же соотношение, как между второю и первою частью поэмы Парменида, его изложением "мнения смертных" и его учением о Сущем.
Разница заключается в том, что Платон иначе понимал самое "сущее" и соответственно тому иначе относился и к "мнению", и к чувственному восприятию: оно занимает середину между ведением и неведением, как мир занимает середину между бытием и небытием. Поэтому и самое философское умозрение о природе, оставляя форму понятия, облекается в форму конкретного представления, в форму космогонического мифа. Таким взглядом Платона на изучение природы и объясняется полумифический характер его "Тимея" – единственного диалога, посвященного изложению физики Платона.
Свое учение о мироздании, о возникновении мира и Вселенной Платон изложил в диалоге «Тимей». Этот диалог оказался единственным, который получил большое распространение в эпоху средневековья, и многие знакомились с философией Платона прежде всего по диалогу «Тимей». Диалог необычен тем, что изложение ведется от лица не Сократа, а Тимея, рассказывающего Сократу и собеседникам миф, который сам он недавно услышал. Сократ одобряет этот миф и благодарит Тимея за доставленное удовольствие.
Сами по себе эти 2 факта – то, что учение о мироздании излагается не Сократом, а Тимеем, и то, что оно излагается в форме мифа, а не в форме рассуждения, – позволяют предположить, что Платон излагает не знание, а мнение. Но в этом нет ничего удивительно, поскольку по воззрениям самого Платона истинное знание можно иметь лишь об истинном бытии, т. е. либо о мире идей, либо о душе. О мире же чувственном, который включает в себя материю, т. е. небытие, может быть только мнение, а не знание.
2. Концепция создания мира
Переосмыслив предшествовавшую ему философскую традицию, Платон увидел в основе космоса 3 разнородных начала – это:
– это Бог-Демиург (творец; букв.: ремесленник, мастер) – активное начало,
– идеи (эйдосы) – качественное начало, и
– материя-“хора” (телесное, бесформенное, изменчивое, но восприимчивое начало, букв.: пространственность) – телесное начало.
Схема его замысла: Демиург, имея материю и «эйдосы» (идеи), создает чувственно-конкретный космос, придавая ему совершенную, сферическую форму.
Посредником между миром вечно тождественных идей и видимым миром становления в учении Платона выступает Мировая Душа. Она объединяет мир идей и мир вещей, в т. ч. и человека. Душа мира заставляет вещи подражать идеям, а идеи присутствовать в вещах. Она является источником разума в душе человека, что делает возможным познание интеллигибельного мира, мира идей. В целом она обеспечивает целесообразность и. закономерность косм. строя.
Душа мира творится Демиургом из тождественного, иного и сущности (или смеси тождественного и иного). По принципу симпатии (частный случай которого – “подобное познается подобным”) тождественное соответствует идеям, иное – материи, а вещам соответствует смесь тождественного и иного.
При этом статусом подлинного бытия Платон наделяет мир идей, материя же в силу ее бескачественности и пассивности объявляется небытием, а мир чувственно-конкретных вещей – миром вечного становления. Он подлинно существует в той степени, в какой в нем воплощаются идеи. Он несовершенен, поскольку несовершенен материал, послуживший для его создания, и поскольку он существует во времени.
Время, по Платону, творится вместе с космосом, оно есть «движущееся подобие вечности».
|