Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Нужно ли преподавать в ВУЗах дисциплину "Философия"?

Да
Нет
Не определился (-ась)


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1320
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Логико-гносеологический феноменализм и агностицизм Д. Юма

Главное место в философии Юма занимает его теория познания. В процессе ее создания Юм исходит, с одной стороны, из гносеологии Локка, а с другой стороны, из субъективно-идеалистического учения Беркли. Но Юм отвергает материализм Локка и полностью принимает лишь идеалистические элементы его теории познания Он отклоняет также и религиозный догматизм Беркли, хотя и соглашается с его субъективным идеализмом. В результате Юмом создается особая гносеологическая система, в которой субъективный идеализм Беркли, переработанный в нужном направлении, сочетается с агностицизмом.

Свою теорию познания Юм строит на анализе соотношения различных элементов человеческого познания, которые называются им впечатлениями и идеями и объединяются под общим термином «перцепции». При этом под перцепциями подразумевается всякое содержание сознания безотносительно к своему источнику Различие же между перцепциями и идеями усматривается лишь в той степени силы и живости, с которой они «поражают наш ум и прокладывают свой путь в наше мышление, или сознание»; впечатления — это те перцепции, которые входят в сознание с наибольшей силой и неудержимостью и охватывают «все наши ощущения, аффекты и эмоции при первом их появлении в душе». Под идеями же подразумеваются «слабые образы этих впечатлений в мышлении и рассуждении», или «менее живые восприятия, сознаваемые нами». Помимо деления перцепций на впечатления и идеи, Юм признает также их деление на простые и сложные. Простые перцепции — «это те, — пишет он, — которые не допускают ни различения, ни разделения». Сложные же в отличие от простых могут быть разделены на части,. как это имеет место в восприятии яблока, состоящего из качеств определенного цвета, вкуса и запаха, отличающихся друг от друга.

Определив таким образом первичные элементы познания, Юм рассматривает затем качества впечатлении и идей и их отношения между собой. Однако при осуществлении своего замысла он не смог проникнуть в суть проблемы и поэтому ограничивается весьма поверхностным описанием лишь некоторых особенностей связей тех и других. Прежде всего Юм обращает внимание на большое сходство, которое существует между различными нашими перцепциями во всех особенных свойствах. Кроме степени их силы и живости это сходство он видит в том, что все они оказываются двойными, т. е. предстают перед нами и в качестве впечатлений, и в качестве идей.

Далее исследуя отношения между впечатлениями и идеями, Юм выводит, что простые впечатления всегда предшествуют соответствующим идеям, но никогда наш» идеи при своем появлении не производят соответствующих им впечатлений, следовательно, постоянное соединение сходных восприятий свидетельствует о том, что одни из них являются причинами других, т. е. «первичность впечатлений» есть «убедительный довод в пользу того, что причинами наших идей являются наши впечатления, а не наоборот». Важно заметить также, что, устанавливая причинную связь между нашими впечатлениями и идеями, Юм постоянно ссылается на опыт, повседневную жизнь, на данные физиологии и психологии восприятий и т. д. Тем не менее все это не мешает ему в итоге представить связь впечатлений и идей в духе феноменализма Беркли — как связь только субъективную и мысленную, при которой впечатления рассматриваются как конечная причина идей, а идеи — как порождение этих впечатлений.

С феноменалистским пониманием психических ассоциаций тесно связана Юмова концепция образования общих абстрактных идей, изложенная им в первой части первой книги его «Трактата». По Юму, общие абстрактные идеи — это суть сложные идеи, которые он, по примеру Локка, делит на идеи отношений, модусов и субстанций. Однако, говоря о природе абстрактных идей, Юм покидает Локка и полностью переходит на позиции репрезентативной теории мышления, согласно которой «известная идея», будучи сама по себе частною, «становится общею, когда она представляет или заменяет все другие частные идеи того же рода». Как и у Беркли, у Юма роль общего понятия выполняет чувственный образ одного из единичных предметов того класса, понятие которого нам надо получить Называя теорию Беркли «одним из величайших и значительнейших открытий, сделанных за последние годы в области наук», Юм, однако, не удовлетворяется одним лишь берклианским обоснованием этой теории и приводит в ее защиту ряд собственных аргументов.

Юм пытается подкрепить концепцию Беркли, указав прежде всего на то, что как общие, так и частные идеи обладают одними и теми же качествами. Так, например, точная длина линии, по его мнению, не отлична и не отличима от самой линии, а точная степень любого качества — от самого качества, следовательно, они связаны друг с другом в одном представлении. Юм аргументирует теорию репрезентации, опираясь также на представление об атомарности, или разделенности, восприятий. Поскольку «все в природе индивидуально», постольку совершенно абсурдно, по его словам, «предполагать реально существующим треугольник, стороны и углы которого не находились бы в определенном отношении друг к другу». Но если это абсурдно фактически, то оно должно быть абсурдом и в идее. Следовательно, «абстрактные идеи сами по себе единичны, хотя в качестве представителей... они могут стать и общими».

Оценивая данную попытку обоснования репрезентативной концепции общего, надо сказать, что аргументы Юма ошибочны постольку, поскольку они основаны на смешении понятия с представлением. Между тем установлено, что в понятии отражаются лишь общие и существенные признаки тех предметов, которые даются в ощущениях и восприятиях, так что представление не может быть репрезентантом, или заместителем, общего абстрактного понятия. «Обычное представление, — указывает В. И. Ленин, — схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к другому, а это самое важное». Правда, в процессе познания на уровне теоретического мышления могут быть использованы также и представления, например конкретные образы, образы-модели, выступающие в роли репрезентантов общих соотношений в процессе умозаключений, доказательств и т. д. Но роль репрезентации в механизме образования понятий характеризует не сущность этого процесса, а лишь некоторые его второстепенные моменты, и служит она здесь только в качестве иллюстрации или наглядного коррелята абстрактной мысли.

Разместил: Эмпирик Дата: 20.02.2011 Прочитано: 22637
Распечатать

Всего 1 на 3 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 >>

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы