Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 977
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Утопия и политика Кампанеллы



Отвергая современную ему семью, когда <брак заключается из-за приданого или равенства богатств, а не из-за духовных и физических качеств> (28, стр. 100), Кампанелла требует принимать во внимание <не приданое и обманчивую знатность рода>, а <природные качества производителей> (5, стр. 64). Поскольку <производство потомства имеет в виду интересы государства, а интересы частных лиц лишь постольку, поскольку они являются частями государства; и так как частные лица по большей части и дурно производят потомство, и дурно его воспитывают, на гибель государства, то священная обязанность наблюдения за этим как за первой основой государственного благосостояния вверяется заботам должностных Лиц, и ручаться за надежность этого может только община, а не частные лица> (5, стр. 67).

Контроль за деторождением осуществляется в Городе Солнца в соответствии с биологическими и астрологическими теориями Кампанеллы. Именно этим стремлением придать <научный> характер воспроизводству человеческого рода в идеальном обществе, а не одними заимствованиями из литературных источников (Платон) следует объяснять введение общности жен в его социальную программу.

Тем же рациональным принципам подчинено в Городе Солнца и воспитание, и обучение детей. Всеобщему невежеству народа в современном ему обществе Кампанелла противопоставляет заботу государства о просвещении. Сразу после вскармливания младенцы передаются на попечение назначенных государством воспитателей и воспитательниц; <и тут вместе с другими детьми они занимаются, играючи, азбукой, рассматривают картины, бегают, гуляют и борются; знакомятся по изображениям с историей и языками... На седьмом году переходят они к естественным наукам, а потом и к остальным, по усмотрению начальства, и затем к ремеслам> (5, стр. 64 - 65).

Обучение осуществляется во время прогулок, для этого приспособлены стены внутренних кругов города, расписанные изображениями камней, минералов и металлов, морей и рек, озер и источников, снега, грозы и всех воздушных явлений. На стенах изображены <все виды деревьев и трав, а иные из них растут там в горшках на выступах наружной стены строений>; <всевозможные породы рыб>, птиц, животных <и все достойное изучения представлено там в изумительных изображениях и снабжено пояснительными надписями> (5, стр. 41 - 42).

Специальный круг выделен для изображений математических фигур и карт всех областей земли с описаниями <обычаев, законов, нравов, происхождения и сил их обитателей> (5, стр. 40), на другом <изображены все ремесла с их орудиями и применение их у различных народов>. <Для всех этих изображений имеются наставники, а дети без труда и как бы играючи знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста> (5, стр. 42 - 43).

Солярии заботятся и о физическом развитии детей: они занимаются <гимнастикой, бегом, метанием диска и прочими упражнениями и играми, в которых равномерно развиваются все их члены>. Для выявления наклонностей детей их сводят... в мастерские к сапожникам, пекарям, кузнецам, столярам, живописцам и т. д. > (5, стр. 49). Изучив естественные и отвлеченные науки, <постоянно и усердно занимаясь обсуждением и спорами>, юноши и девушки <получают должности в области тех наук или ремесел, где они преуспели больше всего> (5, стр. 50).

Всеобщее участие в труде, который из проклятия стал почетным и уважаемым делом, - важнейшая черта общественного строя Города Солнца. Солярии <того почитают за знатнейшего и достойнейшего, кто изучил больше искусств и ремесел и кто умеет применять их с большим знанием дела. Поэтому они издеваются над нами за то, что мы называем мастеров неблагородными, а благородными считаем тех, кто не знаком ни с каким мастерством, живет праздно и держит множество слуг для своей праздности и распутства, отчего, как из школы пороков, и выходит на погибель государства столько бездельников и злодеев> (5, стр. 50).
Никакой труд не является позорным в общине соляриев, <никто не считает для себя унизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить за больными и т. д.

Всякую службу называют они учением... Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную> (5, стр. 69). <Самые тяжелые ремесла, например кузнечное или строительное и т. п. , считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими, тем более что наклонность к ним обнаруживается от рождения, а благодаря такому распорядку работ всякий занимается не вредным для него трудом, а, наоборот, развивающим его силы> (5, стр. 84). Благодаря всеобщему участию в труде рабочий день в Городе Солнца сокращен до четырех часов, остальное время отводится для занятий науками, развития <умственных и телесных способностей, и все это делается радостно> (5, стр. 70).

Высвобождение свободного времени достигается в Городе Солнца также благодаря применению технических новшеств и изобретений. Они достигли успехов в земледелии: сообразуясь <с ветрами и благоприятными звездами>, <пользуясь при этом тайными средствами>, они <ускоряют всходы, умножают урожай и предохраняют семена>. В результате - <всего у них изобилие, потому что всякий стремится быть первым в работе, которая и невелика, и плодотворна> (5, стр. 86 - 88).

Существует у соляриев и разделение труда, прежде всего связанное с биологическими особенностями людей. Хотя женщины воспитываются и обучаются наравне с мужчинами, они освобождаются от особенно тяжелых видов работ. <Никакой телесный недостаток не принуждает их к праздности> - старики привлекаются к совещаниям, хромые, слепые служат там, где могут работать; самый же неспособный <служит соглядатаем, донося государству обо всем, что услышит> (5, стр. 73).

Общность всего имущества, в том числе и личного, выражающая примитивно-уравнительские тенденции крестьянско-плебейских движений средневековья, сочетается в коммунистической утопии Кампанеллы с сохранением разделения умственного и физического труда: в то время как одна часть общества (большинство) занимается физическим трудом, функции организации производства, научного и политического руководства обществом целиком переданы в руки особой группы. Этим в свою очередь определяется и политическое устройство Города Солнца. <Женевцы и анабаптисты, - писал позднее Кампанелла в 22-й книге <Богословия>, - желавшие, чтобы все граждане жили трудом своих рук, поступают так, как если бы человеческое тело состояло из рук и ног, не имея ни глаз, ни ушей... Но если все общество должно жить подобно человеческому телу, как повелевает природа... то нужно, чтобы большинство занималось ручным трудом, и некоторые предавались созерцанию, а иные сверх того обучали других так, чтобы все трудились и никто бы не оставался без дела, но не все бы работали руками, иначе все уподобились бы руке. Благом же является, чтобы все жили общиной и чтобы все имущества были общими> (90, стр. 283).

Ролью науки в жизни соляриев определяется положение в Городе Солнца и влияние на всю жизнь общины ученых-жрецов.

Наука и религия сливаются в Городе Солнца в единый магический культ. Решение всех вопросов хозяйственной, культурной и даже личной жизни граждан идеального государства принадлежит своеобразной духовной иерархии. Политическое устройство Города Солнца весьма далеко от подлинного народного правления. Правда, Совет, состоящий из всех граждан от 20 лет и старше, собирается регулярно два раза в лунный месяц, но он лишь обсуждает порядок выполнения обязанностей должностными лицами, и гражданам предоставляется на нем возможность высказаться об имеющихся недочетах. Подлинное же обсуждение государственных дел и выбор должностных лиц осуществляются не Большим советом: он только намечает кандидатуры. Каждый восьмой день собираются все должностные лица - от верховного правителя до начальников отрядов - десятников, полусотников и сотников. Они и выбирают правителей, ведающих основными отраслями хозяйства и управления. <Должностные лица сменяются по воле народа>, - пишет Кампанелла, не поясняя, впрочем, процедуру этой замены и
оговаривая несменяемость высших правителей (5, стр. 95 - 96).

Во главе общины стоит верховный правитель, он же первосвященник, именующийся <Солнце> или <Метафизик> и обозначаемый Кампанеллой с помощью солнечного символа . При нем имеются три соправителя: Мощь, ведающий вопросами войны и мира, военным искусством и фортификацией, ремеслами, связанными с обслуживанием военных нужд; Мудрость, ведающий свободными искусствами, науками, учебными заведениями, и Любовь, занимающийся вопросами контроля за деторождением и воспитанием младенцев, медициной, изготовлением лекарств, земледелием и скотоводством.
Эти правители избирают - а по существу назначают - всех остальных должностных лиц, причем избрание их утверждается Малым советом.

Избрание (пожизненное, за исключением тех случаев, когда верховные правители сами сочтут нужным передать свои должности более достойным) высших четырех правителей основывается на совершенстве их познаний во всех необходимых науках. Три соправителя Солнца должны изучить науки, относящиеся к их области управления, и знать их <в совершенстве... лучше всякого другого>, а с остальными, общими для всех науками они должны быть знакомы хотя бы поверхностно (5, стр. 54). Что же касается самого верховного правителя-священника - Солнца-Метафизика, то он должен знать сверх того <историю всех народов, все их обычаи, религиозные обряды, законы, все республики и монархии, законодателей и изобретателей наук и ремесел и строение и историю неба>.

Он должен хотя бы поверхностно ознакомиться со всеми ремеслами, а главное, сверх познания математических, физических и астрологических наук <постичь метафизику и богословие; познать корни, основы и доказательства всех искусств и наук; сходства и различия в вещах; необходимость, судьбу и гармонию мира> (5, стр. 51). Благодаря столь высоким требованиям соляриям <уже задолго известно>, кто станет Метафизиком.

Решающую роль образования, учености в деле государственного управления Кампанелла подчеркивает постоянно. На возражения Морехода относительно непригодности ученого к делам государственным солярии отвечают: <Мы, несомненно, лучше знаем, что столь образованный муж будет мудр в деле управления, чем вы, которые ставите главами правительства людей невежественных, считая их пригодными для этого лишь потому, что они либо принадлежат к владетельному роду, либо избраны господствующей партией. А наш , пусть он даже будет совершенно неопытен в деле управления государством, никогда, однако, не будет ни жестоким, ни преступником; ни тираном именно потому, что он столь мудр> (5, стр. 52).

Не только высшие правители государства, но и все чиновники Города Солнца являются просвещенными специалистами и именно в силу своих специальных познаний занимают соответствующие должности: в ведении правителя Мудрости находятся Астролог, Космограф, Геометр, Историограф, Поэт, Логик, Ритор, Грамматик, Медик, Физик, Политик, Моралист, Экономист, Астроном, Музыкант, Перспективист, Арифметик, Живописец, Скульптор. Под началом правителя Любви находятся: Заведующий деторождением, Воспитатель, Медик, Заведующий одеждой, Агроном, Скотовод, Стадовод, Заведующий приручением животных, Главный кухмистр, Откормщик. Правителю Мощи подчинены Стратег, Начальник единоборцев, Кузнечных дел мастер, Начальник арсенала, Казначей, Заведующий чеканкой монеты, Инженер, Начальник разведки, Начальник конницы, Начальник пехоты, Конюший, Главный гладиатор, Начальник артиллерии, Начальник пращников и Юстициарий, - <а этим всем подчинены особые специалисты> (5, стр. 96 - 97).

Город Солнца не знает особого института судей: суд чинят начальники мастерства; на приговор можно апеллировать к трем верховным правителям; Метафизик обладает правом помилования. Смертная казнь существует только за преступления <против свободы государства, или против бога, или против высших властей> (5, стр. . 9) и за 09 насилия, <если преступление совершено сознательно и с заранее обдуманным намерением> (5, стр. 97). Впрочем, оговаривается Кампанелла, <нельзя среди них встретить ни разбоя, ни коварных убийств, ни насилий, ни кровосмешения, ни блуда, ни прочих преступлений> (5, стр. 48).


Разместил: Философ Дата: 17.09.2013 Прочитано: 15119
Распечатать

Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 5 6 >>

Дополнительно по данной категории

03.10.2013 - Учение о магии Кампанеллы
02.10.2013 - Сенсуализм Кампанеллы

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы