|
Утопия и политика Кампанеллы |
---|
Но Кампанелла не ограничивался призывами к объединению. Он давал испанкой короне конкретные советы. Он рисовал четкий план завоевания мирового владычества. И тут в конкретно-политической программе яростный враг макиавеллизма предстает перед нами как достойный ученик флорентийского секретаря. Осудив Макиавелли за подчинение совести и религии политической необходимости, он одновременно предлагает испанскому правительству устраивать массовые переселения покоренных народов, сеять среди врагов смуты, раздоры и религиозные распри, подкупать политических деятелей, похищать женщин и выдавать их замуж за испанцев, немедленно уничтожать политических противников (он осуждает Карла V за то, что тот не воспользовался случаем и не убил Франциска I и Лютера); он учит короля проводить жестокие и репрессивные меры в первый же день после завоевания, причем от имени исполнителей, а потом постепенно ублаготворять народ подачками, даруя блага уже от своего имени.
Так, оспаривая и отвергая макиавеллизм как учение о цели и сущности политики, Кампанелла в средствах осуществления своего всемирного идеала применяет те самые методы реальной политики, которые были сформулированы Макиавелли и его последователями.
Во главе всемирного государства должен стать самый сильный из существующих в мире государей. Первоначально Кампанелла предлагал роль объединителя Испании, но потом, убедившись в упадке и закате испанского владычества, он видит во Франции <меч>, способный собрать народы земли в <единое стадо>. В <Политической речи> 1635 г. он опровергает собственную <Испанскую монархию>, предсказывая неизбежное крушение Испании и разъясняя преимущества Франции. Не отрекаясь от прежнего своего сочинения, уже широко известного в Европе, он считает нужным создать новый <панегирик, вроде того, какой Кампанелла написал для испанцев, доказав в нем, что народам полезнее подчиниться французам, нежели испанцам> (82, стр. 343).
Всемирная монархия не мыслится им как деспотическое правление сильнейшего государя, это скорее своего рода союз государств и народов. Во главе его должен стоять римский первосвященник. В разделе <О наилучшем средстве для восстановления утраченной империи христиан и защиты ее от зол внутренних и внешних> книги <Вспомнят и обратятся. . . > он рисует идеал всемирно-государственного единства. В Риме под верховенством папы следует учредить сенат, в который войдут либо главы всех государств, либо их представители. Все государи обязуются повиноваться постановлениям этого сената. Безусловно воспрещаются всякие войны, споры должны решаться путем мирного обсуждения. Если какой-нибудь тиран вздумает начать войну, то все остальные государи клятвенно обязуются совместно выступить против нарушителя общего мира (27, стр. 68 - 71).
В рамках этого общего всемирного единства должна быть разрешена и особенно волнующая калабрийского реформатора проблема его родины - Италии. Еще в <Речах к итальянским князьям> Кампанелла предлагает создать общеитальянский сенат государей под эгидой папы (31, стр. 150 164). Главная же цель - единство страны в любой форме. <О если бы воцарился во всей Италии один из вас, - писал он, обращаясь к итальянским князьям, в книге <Вспомнят и обратятся. . . >, - или сам папа или, если вы не хотите этого, подчинились бы все испанцу, и собранная воедино и возросшая мощь одного в христианстве государя противостояла бы турку! Но вы не хотите ни того ни другого... И на ваших глазах чужаки пожирают ваше наследство> (27, стр. 64).
Италии в своей программе всемирной монархии Кампанелла отводит особое место.
Объединенная, она станет центром нового, единого государства, местом сбора сената всех государей и вернет себе былое величие.
Л пока что он стремится любыми средствами прекратить внутренние раздоры и добиться единства. В последние годы жизни Кампанелла побуждает Францию в союзе с папством добиться освобождения Италии от испанского гнета. В <Политических афоризмах о нуждах Франции в 1635 г. >, в <Афористических советах, как следует в настоящее время вести дело с австрийцами и итальянцами для низвержения испанского владычества>, в <Обращении к французскому народу> Кампанелла поддерживает антииспанскую политику Франции, дает советы, как следует вести переговоры с отдельными итальянскими государствами, пишет обращения к ним от имени французской короны.
Патриотическая мечта об освобождении и объединении родины сливается в программе Кампанеллы с утопией <Города Солнца> и всемирной <Монархии мессии>.
Во второе, парижское издание <Реальной философии> Кампанелла включил написанный уже в Париже взамен уничтоженной римской цензурой <Монархии мессии> трактат <О царстве божьем>. Речь идет о царстве божьем на земле, царстве равенства и справедливости. <Так как всеобщее счастье всего человеческого рода, желанное от века и проповеданное науками, не может не осуществиться, и все ненавистные бедствия не могут прекратиться иначе как в царстве божьем... и не может быть тщетным это всеобщее стремление, и не могут не исполниться писания пророков, - пишет Кампанелла в этом своем <политическом завещании>, -- я Желаю теперь сказать нечто о царстве божьем в утешение всем народам и ради согласия, надежды и утешения государей>
Только в этой всемирной монархии, в рамках которой осуществится утопия <Города Солнца>, человечество достигнет мира, прекращения войн, расколов и ересей, освобождения от страха, голода и болезней.
Каким виделось Кампанелле это царство божье на земле, мы знаем из 14-й книги <Боголовия>. Прямо ссылаясь на <Город Солнца>, Кампанелла перенес в этот последний вариант своей утопии все существенные черты коммунистической программы калабрийского заговора, начиная от общности имуществ и всеобщего труда и кончая организацией управления; единственное, от чего он здесь отказался, - это общность жен "в отношении ложа". Размышления об идеальном общественном устройстве соединяются здесь с программой всемирного объединения, с сенатом из правителей всех земель мира, "дабы не было войн и перековали мечи на орала" (87, стр. 59). И здесь обе стороны его социально-политической программы коммунистическое переустройство общества и прекращение межнациональных и межгосударственных войн и раздоров- напрочно соединены.
Стареющий философ-политик не оставляет мысли об осуществлении этой программы. В 1637 г. , посвящая кардиналу Ришелье новое парижское издание своей книги <О cnoсобности вещей к ощущению и о магии>, Кампанелла писал: <И Город Солнца, который я изобразил, а тебе надлежит воздвигнуть, да воссияет вечным и немеркнущим светом>
5 сентября 1633 г. , в день, когда философу-изгнаннику исполнилось 70 лет, родился наследник французской короны. Кампанелле - астрологу и поэту - был заказан гороскоп на рождение царственного младенца. В стихотворной латинской <Эклоге на рождение дофина>, опубликованной в январе 1638 г. , за несколько месяцев до смерти автора, Кампанелла дал волю своим мечтам о наступлении золотого века. <Родился великий герой, и он воссоединит все народы в едином христианстве и воздвигнет храм мира>, - провозглашал он в последнем порыве пророческого вдохновения. Образ будущего короля Франции приобрел - в который раз- знакомые черты правителя-философа: До основанья изучит искусство войны он и мира, В тайны небес и во все, что земля и вода производят, Вникнет глубоким умом, и вещей познает систему, Связи постигнет, раскрыв веления судеб и Рока. . .
Не придворный астролог и льстивый стихотворец- автор <Города Солнца> в сознании своей исторической миссии обращался к будущему коронованному властелину Франции.
И восхитительный Град, что назван по имени Солнца, Ныне от сердца всего я посвящаю тебе - так начинал он <Эклогу> и завершал ее видением своей осуществленной мечты: Соединятся цари, воедино сольются народы: Солнечным названный Град воздвигнет великий герой (7, стр. 300 -- 310).
Людовик XIV не осуществил возложенных на него калабрийским изгнанником надежд. Он не создал царства божьего на земле, не воздвиг Города Солнца. Его самого придворные панегиристы назвали <Король Солнце>. Восторжествовала макиавеллистская государственная необходимость абсолютной монархии.
Политическая программа Томмазо Кампанеллы обернулась утопией.Реальной философии | Разместил: Философ Дата: 17.09.2013 Прочитано: 25774 | | |
|
|
Всего 1 на 6 страницах по 1 на каждой странице<< 1 2 3 4 5 6 |
|
Дополнительно по данной категории |
|
| Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой? | |
|
|
|