1. Языческое и христианское
2. Конец античной философии
3. Круг мифологии
Языческое и христианское
1. Плотин как чистый философ
Конечно, Плотин не христианин, но он и не анти-христианин. Он стоит где-то вне христианства, так же, как и по отношению к античной религии: он не противник язычества, но и не сторонник. В этом смысле он как бы наблюдатель.
Называя свое Единое Богом, он, конечно, ближе к православному пониманию. Такого разработанного богословия не было у античных философов, стоявших на языческой точке зрения. Это удивительный случай в истории философии, когда философ приходит к богословским выводам, пользуясь только лишь рассудочным методом. Плотин показал всю силу и, с другой стороны, всю ограниченность человеческого разума, не прибегая ни к языческому учению, ни к христианской догматике. Это тот самый случай, когда философа нельзя упрекнуть ни в какой предвзятости, «несамостоятельности» мышления: здесь, мол, ты опираешься на Евангелие, или на Гесиода, пли на Гомера... Плотин, что называется, чистый философ. И именно в этом и состоит роль Плотина в истории философии и в истории богословия: все разумные аргументы можно найти у Плотина, но Плотин же показал и ограниченность разума. Плотин показал место разума, чтобы тем сам образовалось место для веры, – вот что сделал Плотин. Так что, возможно, оставшись “чистым философом”, Плотин много сделал для христианского богословия, показав силу и ограниченность разума в его «чистом» виде.
2. Влияние на православную мысль
И стоицизм, и неоплатонизм, с одной стороны, характеризовались христианами как “языческие” учения, а с другой – содержали в себе мировоззренческие, этические и даже теологические идеи, близкие христианскому вероучению. Это и обусловливало неоднозначное к ним отношение в среде формировавшегося мировоззрения.
Неоплатоническое учение о триединстве Единого, Ума и Души, о мистическом постижении Единого, а также рассмотрение зла как недостатка добра оказали существенное влияние на формирование некоторых догматов христианства в учениях Отцов Церкви, как западных, так и восточных. При всех различиях неоплатонизма и христианства и даже их враждебности в определенные исторические периоды главное у них было общим – учение о существовании высшего мира, имеющего абсолютный приоритет перед низшим.
В неоплатонизме античная философия приходит к преодолению субъект-объектной антиномии за счет возврата к мифу – мифу о трансцендентном, сверхразумном Едином, которое постижимо лишь мистически. Именно этот аспект неоплатонизма оказал наибольшее влияние на развитие западноевропейской философии в различные эпохи.
|