Ислам не представляет собой единой религиозной организации. Уже во второй половине VII в. возникли три направления ислама: хариджиты, сунниты и шииты. В настоящее время существует одна хариджитская община – ибадиты (в Аммане и некоторых районах Африки). Большую же часть современных последователей ислама составляют сунниты и шииты. Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти 90 процентов мусульман являются его сторонниками. Непосредственным импульсом этого разделения послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти.
Хариджиты (от арабского хараджи – вышедший, восставший) образовали самостоятельное течение в конце VII в. Они выступали за равенство всех мусульман, независимо от цвета кожи. В традиционном исламе утверждалось, что главой религиозной общины – халифом – может стать только родственник Мухаммеда, его потомок по той или иной линии родства. По учению хариджитов главой религиозной общины ха-лифом может быть любой последователь ислама, избранный данной o6щиной. Община имеет право сместить любого неугодного халифа. Уже в середине VIII в. хариджиты потеряли свое влияние.
Сунниты, опираясь на Коран и Сунну, разработали концеп-цию исламской государственности, согласно которой государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора (мубайи). Такой договор заключается между рели-гиозной общиной (уммой), точнее ее признанными представителями, и претендентом на государственную власть – будущим халифом. Условия, которым должен удовлетворять будущий халиф, сформировал средневековый богослов и правовед Аль-Наварди. Эти условия сво-дятся к следующему: халиф должен быть мудштахидом (т.е. иметь репутацию и звание богослова – законоведа высшего ранга), происходить из племени курейшитов, быть справедливым, мудрым, физически здоровым и заботиться о благе подданных. Это учение являлось оправданием исторической практики, когда Арабским Халифатом правили Абу-Бакр, Омар, Осман и другие омейяды.
Сунниты в качестве основы вероучения и культа принимают все основные положения вероучения, сформулированные в Коране и Сунне.
Шииты. Последователи шиизма полагают, что государст-венная власть имеет божественную природу и должна переходить по наследству прямым наследникам – ближайшим родственникам про-рока Мухаммеда. В VII в. н.э. таким прямым наследником являлся Али – двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда. Али создал свою группу (партию) шиитов («шиа» – группа, партия), организовал заго-вор, в результате которого халиф Осман был убит, а четвертым халифом был провозглашен Али.
Курейшитский род омейядов не смирился с поражением. В 661 г. Али был убит в мечети г. Куф. Халифом стал Муавия. Ему уда-лось откупиться от внука пророка Мухаммеда Хасана, и расправиться с его младшим братом Хусейном, поднявшим мятеж против халифа. Никто из воинов халифа не хотел брать на себя личную ответственность за убийство родственника пророка, и была выработана форма коллективного убийства – Хусейна буквально разорвали на части. Такая смерть послужила причиной того, что Хусейн был объявлен святым мучеником, и шииты ежегодно отмечают день его гибели – Шахсей – вахсей, который проходит в форме торжественных процес-сий, участники которых подвергают себя самобичеванию.
|