Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Ваше отношение к Науке:

В целом положительное
Роль науки завышена
Категорически отрицательное


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 614
Комментарии: 0

Философская проблематика

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Основные источники вероучения ислама

Важнейшим источником шариата считается Коран (от араб. «аль-Куръан» – «чтение вслух», «назидание») – свя-щенная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 гг. Иссле-дователи находят в Коране положения, заимствованные из более ран-них правовых памятников Востока, а также из обычаев доисламской Аравии.
Почти каждый мусульманин знает хотя бы несколько фраз из этой священной книги ислама, хотя многие значения этих фраз не по-нимают. Коран произносился и записан по-арабски. В ритуальных целях он используется в арабском оригинале. Для мусульман Коран – прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. В проповедях Корана и простые мусульмане, и богословы ищут ответы на вопросы частной жизни и жизни общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.
Первые пророческие откровения передавались в общине уст-но, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собствен-ной инициативе, пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммеда не стали вестись систематические записи.
Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Му-хаммеда. Канонизирование содержания Корана (Мусхаф) и составле-ние окончательной редакции произошло при халифе Османе. Коран предписывает арабам покинуть «обычаи отцов» в пользу правил, ус-тановленных исламом. В самом Коране его правовая значимость оп-ределяется следующим образом: «Итак, мы ниспослали его как араб-ский судебник».
Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6204-6236 (по разным подсчетам) стихов (аятов). Арабское слово «аят» означа-ет «знамение», «чудо», «знак». Отсюда происходит титул духовных лиц шиитов «аятолла» – знамение Аллаха.
Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к прави-лам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила, от-носящиеся к браку и семье), остальные касаются религиозного ритуа-ла и обязанностей.
Суры размещены не по содержанию и не по времени их появ-ления, а в порядке убывания длины, за исключением первой суры, фатихи. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха череду-ются с предписаниями, запретами и угрозами «геенной» в будущей жизни всем непослушникам.
В Коране совсем не заметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии – это совер-шенно сырые, необработанные тексты. Под каждой главой имеется отметка – мекканская или мединская, т.е. по тому месту, где она была получена пророком Мухаммедом – в Мекке или Медине.
Большая часть положений Корана носит казуальный характер и представляет собой конкретные толкования, данные пророком в связи с частными случаями. Но многие установления имеют весьма неопределен-ный вид и могут приобретать разный смысл в зависимости от того, какое содержание в них вкладывается. В последующей судебно-богословской практике и в правовой доктрине в результате достаточно свободного тол-кования они получили свое выражение в противоречивых, а нередко и во взаимоисключающих правовых предписаниях.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права является Сунна («Священное Предание»), состоя-щая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Таких рассказов, сообщений насчитывается де-сятки тысяч. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в араб-ском обществе.
Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены в ортодоксальных сборниках сунны, наибольшую известность из которых получил Бухари (умер в 870 г.). Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, до-казательственного и судебного права, правила о рабах и т.д.
Хадисы сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих положений, и выбор наиболее «достоверных» всеце-ло относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Счита-лось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.
Между Кораном и Сунной имеется принципиальное различие. Коран – это слово Аллаха. Он никогда не был создан, как и сам Аллах, он существует извечно. Коран ниспослан пророку Мухаммеду через архангела Джабраила. Хадисы же есть высказывания пророка (т.е. человека), которые были произнесены в определенный момент, т.е. имеют свое «начало».
Хадисы дополняют и разъясняют коранические установления. Так, в Коране сказано, что мусульмане должны молиться. Но как мо-литься? Как это должно осуществляться на практике? Ответ дают ха-дисы. Пророк Мухаммед говорит: «Молитесь так, как я молился», а его сподвижники рассказывают и показывают, как молился пророк. Этому образцу и следуют мусульмане. Оправдывая или осуждая тот или иной поступок, мусульманин ссылается на хадисы. Это означает, что поступок оценивается по аналогии с поступком пророка.
В то же время во всех случаях хадис нельзя смешивать со сло-вом Аллаха. Хадис имеет лишь пояснительный статус. Коран же есть фундамент, основа веры.

Разместил: rat Дата: 28.03.2009 Прочитано: 25315
0
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

28.03.2009 - Происхождение и распространение
28.03.2009 - Мухаммед (Мухаммат, Магомет)
28.03.2009 - Важнейшие догматы ислама
28.03.2009 - Культ ислама
28.03.2009 - Мечеть

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы