Таким образом, «Сунна посланника Аллаха» (полное название Сунны) – свод текстов, описывающих жизнь Мухаммеда, его слова и дела, а в широком смысле – сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним как источник сведений о том, какое поведение или мнение является бого-угодным, правоверным. Цель Сунны – дать верующим пример прак-тического применения норм, установленных Кораном. Обучение Сунне – важная часть религиозного воспитания и образования, а зна-ние Сунны и следование ей – один из главных критериев авторитет-ных предводителей верующих.
Шариат(мусульманское право) органически связан с исла-мом, его учением. Согласно юридической энциклопедии «Шариат» – свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Другими словами, шариат – это правовые предписания, не-отъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые ус-тановления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение.
Шариат развивался как строго конфессиональное право. Осо-бенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктриналь-но-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые ус-тановления, но и религиозную догматику и мораль. В результате нормы шариата (правила, предписания), с одной стороны, регулиро-вали общественные («человеческие») отношения, а с другой – опреде-ляли отношения мусульман с Аллахом (ибадат).
Введение в шариат божественного проведения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопо-нимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, кото-рым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:
- обязательные;
- желательные;
- дозволенные;
- нежелательные, но не влекущие за собой применения наказа-ния;
- запрещенные и подлежащие наказанию.
Нормы, содержащие также обязанности, определили всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное совершение молит-вы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно осо-бенностью норм, составляющих шариат, является то, что они приме-няются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосер-дия, заботы о калеках. Но в шариате нашли свое отражение и пред-ставления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и смирение: «Терпение, ведь Аллах с терпеливыми». Таким же образом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и госу-дарственной власти: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас».
Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность. Вместе с представлением о едином боге – Аллахе – утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный порядок. Мусульманское право на первый план вы-двигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права.
Немаловажную роль в закреплении за шариатом функции ос-новного законодательства сыграл тот факт, что длительный период мечеть служила местом решения как религиозных, так и светских дел, в том числе судебных. В мусульманском мире законоведами призна-вались только известные богословы. Единственным источником за-конодательства исламская догматика считает божественную волю.
Как конфессиональное право шариат отличался от канониче-ского права в странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а вы-ступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Со вре-менем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Средне-го Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом про-изошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлени-ем (суннизм) возникло и другое направление – шиизм.
Зеленков М.Ю
|