Паломник должен иметь:
- достаточно времени, чтобы исполнить всю церемонию хад-жжа;
- дорожный провиант;
- верховых животных для поездки (в современных условиях средства для приобретения билетов на воздушный, морской и назем-ный транспорт);
- достаточно средств на расходы семьи и людей, содержание которых поручено ему;
- возможность все устроить так, чтобы после возвращения из хаджжа его хозяйство не пришло в упадок.
Для бедного человека паломничество необязательно.
Шариат допускает хаджж по найму. Если мусульманин имеет средства, но здоровье не позволяет ему совершить поездку, он может вместо себя послать в Мекку другого.
Паломничество совершается в месяце зуль – хиджжа, кото-рый, как рамадан, является месяцем лунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надев специальные бе-лые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершают торжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священного источника Замзам. Далее следуют торжественные про-цессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных с ле-гендой о пребывании в тех местах праотца Ибрахима, первого пропо-ведника единобожия.
Окончание хаджжа является главным мусульманским празд-ником ид аль – адха, во время которого в память о жертве, принесен-ной Ибрахимом Аллаху, режут жертвенных животных по всему му-сульманскому миру. Люди, совершившие хаджж, носят почетное про-звище хаджж или хаджжи и пользуются уважением родных в своих родных местах.
Пятой обязанностью мусульманина является закят – обяза-тельный налог на имущество и доходы, который идет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Кро-ме того, каждому мусульманину предписывается еще и садака – доб-ровольные пожертвования и милостыня.
Одно из предписаний мусульманской религии состоит в свя-щенной войне за веру (джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское движение возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли. В Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются «запретными») надлежит воевать с многобожниками, с неверными, истреблять их, захватывать их имущество. В этом ярко проявились фанатизм и нетерпимость к ино-верцам, свойственные исламу даже в большей степени, чем другим мировым религиям. Однако впоследствии и мусульманские богосло-вы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада. Дей-ствительно, в Коране проводится некоторое различие между привер-женцами разных немусульманских религий. К многобожникам, то есть последователям племенных и политеистических культов, отно-шение резко враждебное: «О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах – с богобоязненными!» (9: 124).
К людям же, «имеющим писание», то есть иудеям и христиа-нам, составители Корана высказывают уважение. Это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их упрощения вы-росла идеология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с теми, «которым ниспослано писание», – с иудеями и христианами, – если они не веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины (9: 29).
На практике в исламе всякое разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как неверные (джя-ур), подлежащие или истреблению, или покорению. Под знаменем джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали верующих к истребительной войне против всех ино-верцев.
Ислам является очень широкой по охвату системой социаль-ного регулирования. Почти все стороны жизни мусульманина счита-ются религиозно значимыми.
Мужчина становится мусульманином после того, как над ним в раннем возрасте совершается обряд обрезания. Заключение брака совершается в присутствии духовных лиц, ими фиксируется и закре-пляется чтением священных текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошо содержать. В настоящее время на практике многоженство встречается относительно редко, а в некото-рых мусульманских странах оно несколько ограничено законодатель-ством. Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана. Хоронят обычно в день кончины. Тело кладут в могилу завернутым в саван, без гроба, головой к Мекке. Согласно мусуль-манским представлениям, все мертвые в День Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела и намерения.
Мужчины-мусульмане должны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различ-ные виды чалмы – шарфа, особо повязанного вокруг головы. Женщи-ны должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, в основном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие для счета славословий Аллаху. В исла-ме многократное восхваление Аллаха и повторение его девяносто де-вяти «прекрасных имен» считается благочестивой обязанностью.
Культ в исламе имеет основную цель объединить мусульман. Собственно религиозных действий в нем мало. Считается, что Аллах не нуждается в действиях, направленных на выявление преданности ему или угождение, а всё это делается лишь из покорности воле Ал-лаха. Например, пятикратная молитва – это признак покорности Богу. Это действо коротко, оно занимает не более пяти минут. На этом личные религиозные обязанности мусульманина и заканчиваются.
Общественных религиозных обязанностей больше. Так, каж-дое более или менее значительное событие в жизни верующего (рож-дение, обрезание, совершеннолетие, брак, получение повышения по службе и т. д.) сопровождается принесением жертвы, размер которой зависит от величины кошелька жертвователя и его религиозности. Как правило, забивают барана или нескольких, важно отметить, что мясо жертвенного животного обычно раздаётся бедным, раздаётся также и милостыня. Всё это сопровождается молитвами, в которых содержатся просьбы к Аллаху благословить виновника торжества. В назидание собравшимся читаются и поучения из Корана (фитва).
Зеленков М.Ю
|