Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. Мухаммед все отчетливее стал говорить об особой роли ислама, о себе как о последнем пророке – “печати пророков”. В его речах иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противо-вес субботе устанавливается особый мусульманский день общей мо-литвы – пятница, объявляется о святости ал-Каабы и первостепенном значении паломничества к ней. Она становится главной святыней ис-лама, к ней молящиеся начинают обращаться во время молитвы (киб-ла).
В Медине строятся первая мечеть, дом Мухаммеда, устанав-ливаются основы мусульманского ритуала – правила молитвы, омо-вения, поста, призыва к молитве, сборов на благочестивые нужды и т.д. В проповедях Мухаммеда стали фиксироваться правила жизни общины – принципы наследования, раздела имущества, бракосочета-ния. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные игры, начи-нает особо выделяться положение Мухаммеда как посланника Алла-ха. В “откровениях” появляются требования особого почтения к Му-хаммеду, ему “ниспосылаются” исключения из некоторых запретов, обязательных для других.
Таким образом, в Медине Мухаммед сформировал основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены в “откровениях” и частично в высказыва-ниях, решениях и поступках самого Мухаммеда.
Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала мединского периода стала борьба с неверующими мекканца-ми. В 623 г. начинаются нападения мусульман на мекканские карава-ны. В 624 г. при Бадре мусульмане, возглавляемые Мухаммедом, по-бедили мекканский отряд, и эта победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах – на стороне мусульман. В 625 г. мекканцы пошли к Медине и сразились с мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Мухаммед был легко ранен в голову, му-сульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва.
Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканца-ми, ее попытки покушения на жизнь Мухаммеда и упорный отказ от полного ему подчинения вызывали резкие ответные меры. Последо-вательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнука и бану надир, значительная часть бану курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники и соперники Му-хаммеда. Затем были собраны большие силы для решительной борь-бы с Меккой.
В 628 г. большое войско, к которому присоединились некото-рые кочевые племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа, на самой границе священной территории Мекки.
Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием. Ровно через год Мухаммед и его сподвижники соверши-ли в соответствии с договором малое паломничество (умра).
Тем временем крепла сила мединской общины. Были завоева-ны богатые оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками Мухаммеда становились все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с Мухаммедом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Мекке в 630 г. мусульманское войско беспрепят-ственно вошло в город. Мухаммед совершил поклонение ал-Каабе и очистил ее от языческих идолов. С этого момента формируется му-сульманское феодально-теократическое государство, которое полу-чило название Арабский Халифат.
Мухаммед, однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 г.) совершил паломничество, называемое прощальным (хид-жжат ал-вада).
Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Мухам-меда в себе и подняла его политический и религиозный авторитет в Аравии. Он посылает различным царям и вождям Аравии и намест-никам пограничных с Аравией областей Византии и Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды появля-ются в Йемене. В Мекку приезжают представители различных племен и областей полуострова. Многие из приезжавших договариваются с Мухаммедом о союзе. В сражении при Хунайне в 630 г. мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку враждебных ко-чевых племен. В итоге в 631-632 гг. значительная часть Аравии ока-зывается в той или иной степени включенной в политическое объеди-нение, возглавляемое Мухаммедом.
В последние годы жизни Мухаммед определяет цель этого объединения – распространение власти ислама на север и начинает готовить военную экспедицию в Сирию. В июне-июле 632 г. Мухам-мед неожиданно для своих сподвижников скончался после непродол-жительной болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похо-ронен Мухаммед в главной мечети Медины (Мечети Пророка).
Надо сказать, что Аравийский полуостров никогда до Мухам-меда не знал единой власти. Лишь пророк смог добиться относитель-ного мира. После смерти Мухаммеда в 632 г. авторитет уммы пошат-нулся, и установившееся было согласие вновь было нарушено. При-чина этого кроется в том, что по древнеарабским традициям соглаше-ния теряли силу после смерти главы той или иной стороны.
Со смертью Мухаммеда прекратился прямой “контакт” общи-ны с Аллахом, ею стали управлять халифы – заместители Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Мухамме-дом и изложенных в Коране. За право выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы мусульман.
Связано это с тем, что после смерти Хадиджи Мухаммед за-ключал большое количество браков. Право Пророка превысить раз-решенное для мусульманина число жен (четыре) было специально обосновано кораническим “откровением”. В большинстве своем эти браки носили политический характер, укрепляя связи Мухаммеда с различными родоплеменными группами.
|