Все свершившееся после племенной стадии подвергалось осуждению за то, что укоренилась частная собственность и большинство обитателей Земли стали ее рабами. Нередко высказывая фантастические суждения о прошлом, Жан-Жак хорошо знал, каковы условия настоящего. Он раскрыл сокровенную сущность деградирующего общественного устройства, которая заключена в противоречии между «жизнью большинства, протекающей в бесправии и нищете, тогда как горстка власть имущих находится на вершине славы и богатства». Последовали ответы несогласных, и в завязавшейся дискуссии Жан-Жак продемонстрировал качества великолепного полемиста.
Посетив Женеву и вновь сделавшись протестантом, Руссо принял в дар от г-жи д'Эпине, с которой познакомился несколькими годами ранее, домик в долине Монморанси – «Эрмитаж». Безответная любовь к ее свояченице г-же д'Удето, а также ссоры между г-жой д'Эпине и Дидро заставили Руссо отказаться от мечты об уединении; в декабре 1757 он перебрался на близлежащую полуразрушенную ферму Монлуи. Его Письмо Даламберу о театральных представлениях (Lettre d'Alembert sur les spectacles, 1758), в котором с осуждением говорилось о попытках Вольтера устроить театр в Женеве, а спектакли назывались школой аморальности как личной, так и общественной, вызвало со стороны Вольтера стойкую неприязнь к Руссо. В 1761 была напечатана Юлия, или Новая Элоиза (Julie,ou la Nouvelle H lo se. - Amst., 1761; рус. пер. 1769, Избр. соч. Т.2. - М., 1961), в 1762 – Общественный договор (Le Contrat social) и Эмиль, или О воспитании ( mile, ou de l'Education). Именно в романе «Юлия, или Новая Элоиза» писатель впервые употребил словосочетание «общественное мнение».
Развиваемая в Эмиле деистическая доктрина навлекла на Руссо гнев католической церкви, его книгу «О воспитании» сожгли рукой палача по решению парижского парламента, а правительство распорядилось (9 [11] июня 1762) арестовать автора. Власти усмотрели в книге дух бунтарства и желание автора выдать себя за «оракула века». Кроме того, очень неодобрительно воспринималась позиция Руссо «стоять на природе, а не на вере». Руссо бежал в Иверден (Берн), затем в Мотье (находился под властью Пруссии), около трех лет проводит в имении Фридриха II - герцогстве Нейбургском. Женева лишила его прав своего гражданина. Появившиеся в 1764 Письма с горы (Lettres de la montagne) ожесточили либерально настроенных протестантов.
Бегство из Франции в Женеву спасло Руссо от ареста, но не от преследований со стороны швейцарских властей. Изоляция ученого была усилена тем, что вынужденный внешний отрыв от "Энциклопедии" трансформировался в личный разрыв (многолетняя ожесточенная полемика с Вольтером, резкая критика энциклопедической статьи "Женева" по вопросу приписываемых женевским пасторам социанских взглядов, что играло на руку клерикальным противникам "Энциклопедии", добивавшимся ее запрещения).
В 1765 он был вынужден отказаться от женевского гражданства и покинуть континент, в 1766 по приглашению Д. Юма прибыл в Англию, где встретил восторженный прием,; однако, поссорившись с пригласившим его Юмом, в мае 1767 вернулся во Францию, где, после скитаний по многим городам, в 1770 объявился в Париже с законченной рукописью Исповеди ( T. 1-4. - Pt. 1-2. - Gen., 1782-89; рус. пер. под назв. «Исповедание». Ч. 1-2. - М., 1797; затем много изд., в т. ч. Избр. соч. Т. 3. - М., 1961), которая должна была поведать потомкам истину о нем самом и о его врагах.
В 1776 были закончены Диалоги: Руссо судит Жан-Жака (Dialogues: Rousseau juge de Jean-Jaques) и начата самая захватывающая его книга Прогулки одинокого мечтателя (R veries du promeneur solitaire).
|