|
ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович [5 (17) сентября 1857, с. Ижевское — 19 сентября 1935, Калуга] |
---|
Философские взгляды
Хотя Циолковскому представлялось, что его мысль не выходит за рамки позитивных наук, его учение является своеобразным сплавом естеств.-научного эволюционизма и, с др. стороны, буддистских идей и элементов теософии. Исходя из посылки панпсихизма: абсолютно неживой и бесчувственной материи не существует, можно говорить лишь о разных степенях жизн. чувствительности неорганической и органической материи,- Циолковский выдвигал идею «атома» как элементарного существа, перекликающуюся скорее с монадологией А. Козлова, а также Н. Бугаева (и вообще воззрениями Московской физико-математической школы, (1880-1917), чем с представлением о физических атомах, подверженных естественному распаду.
Свою центральную доктрину Циолковский назвал «монизмом», противопоставляя ее как религиозному дуализму с его разделением бытия на «посюстороннее» и «потустороннее», так и «пессимистическому» материализму, не отвечающему, по мнению мыслителя, на вопрос о вселенском смысле и целях жизни.
В ее основе лежит монистический принцип миропонимания, исключающий возможность дуализма "души и тела", материального мира и духовной свободы. Смысловым его центром становится представление о космичности жизни, стремление соотнести макромир человеческого существования с космическими измерениями бесконечно большого и бесконечно малого. Таким образом, функциональные характеристики жизнедеятельности включаются в саму структуру физического миропорядка, природные процессы приобретают "смысл", "цель" и "благость", а универсальными нормативными регуляторами эволюции Вселенной становятся императивы "космической этики". Природа как бы "пробуждается", осознает себя в разумных формах, а сам разум мыслится основной движущей силой восхождения космической материи к высшим степеням совершенства.
«Атомы» Циолковского бессмертны и претерпевают различные судьбы, путешествуя от одного конгломерата или организма к другому (ср. также с учением о переселении душ). В том числе и человеческий организм Циолковский считал государством атомов и, поскольку распадаются не сами атомы, а лишь временные их ассоциации, настаивал на том, что смерть есть иллюзия эгоистической человеческой эмоциональности. Как раз в этом пункте Циолковский видел превосходство своей научно фундированной оптимистической доктрины над «обычным» материализмом и над неосновательными религиозными утешениями.
| Разместил: filosof Дата: 11.11.2009 Прочитано: 21528 | | |
|
|
Всего 1 на 9 страницах по 1 на каждой странице<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >> |
|
Дополнительно по данной категории |
|
| Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой? | |
|
|
|