Космос, по Циолковскому, - это целостная гармоническая система, в рамках которой атом и человек одинаково причастны высшему единству. Исходя из предпосылки соотносительной жизненной чувствительности и одухотворенности всех форм и ступеней материи во Вселенной, Циолковский пытался по-новому осмыслить философские проблемы. Вопросы смысла жизни, смерти и бессмертия, добра и зла получают здесь нетрадиционное решение. Законы универсальной жизнедеятельности непосредственно реализуются на микроуровне "атомов", "духов", бессмертных граждан космоса, наделенных способностью к элементарным жизненным проявлениям. Рождение и смерть выступают как акты ассоциации и диссоциации таких атомов, способных периодически входить в состав комбинаций различной степени сложности. При этом периоды пребывания в относительно простой неорганической материи никак не отмечаются в истории "жизни" атома и не имеют субъективной длительности, высокоорганизованная же ступень существования элемента космоса свидетельствует, по Циолковскому, о торжестве творческих, антиэнтропийных сил разума, его победе над первобытным хаосом. С этой точки зрения космологический процесс предстает в виде ряда циклических усовершенствований бытия.
Из имперсоналистического «монизма» вытекает этическое построение Циолковским (детально разработанное им под названием «космической этики» на случай контакта с инопланетянами, см., напр., «Научная этика», Калуга, 1930).
Циолковский- эвдемонист и апеллирует к разумному эгоизму: «истинное себялюбие» состоит в заботе о будущности своих атомов и, значит,— обо всем мировом целом, в котором они рассеются после исчезновения их обладателя. Обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к нравственной круговой поруке. Добром является все то, что гарантирует блаженство атомов во вселенной и пресекает возможности их неблагоприятных «переселений». Такие условия в космосе создаются сложными благоустроенными организмами с высокоразвитым разумом; поэтому процессы стратификации и усложнения во вселенной являются, по Циолковскому, благом, а процессы нивелировки и упрощения - злом. Таким образом, представления о добре и зле получают у Циолковского онтологическое обоснование.
|