Одним из проявлений властного "зова" вселенской воли является извечное человеческое стремление к совершенствованию системы общественных отношений. План рационального переустройства социума занимает видное место в рассуждениях Циолковского. Во многих отношениях они пролегают в русле утопических проектов с их предвосхищением ряда элементов тоталитарных режимов XX в. Грядущее устройство человеческого общежития, как его представляет Циолковский, вырастает из причудливого сплава демократических устремлений и элитарных, технократических и социалистических постулатов.
Так, платоновская идея власти "мудрецов", гениальных личностей, управляющих весьма авторитарными методами во имя быстрого и решительного прогресса, дополняется идеей народного плебисцита.
Иерархически организованный коллективизм, фактически исключающий возможность появления недовольных личностей и меньшинств разного рода, оправдывается достижением невиданного благосостояния благодаря росту технического могущества. Активно развивая утопические традиции, Циолковский не пренебрегал детальной регламентацией конкретного бытового обустройства и наиболее перспективных режимов хозяйственной деятельности объединенного человечества.
Успех процессов социальной рационализации человечества, согласно Циолковскому, предопределен неизбежной грядущей его экспансией, освоением космического пространства.
Циолковский верил, что разрабатываемые им технические средства и проекты внесут посильный вклад в дело поддержания вселенской гармонии, раздвинут перед страдающим и творящим свою судьбу человечеством новые горизонты надежды.
Циолковский допускал одновременное сосуществование множества миров различной степени плотности, активно взаимодействующих между собой. Вселенная, с его точки зрения, полна разумными, могущественными и счастливыми существами.
Циолковский был первым идеологом и теоретиком космической экспансии человечества. Когда человечество, которое пока недалеко ушло от животных, осознает свое скромное место на эволюционной лестнице и отставание от разумной жизни в космосе, оно преобразует Землю и самого себя. Параллельно с огромным численным возрастанием человечества будет земледельчески освоена вся земная и океанская территория, истреблены дикорастущие растения и (из сострадания, а также из опасения дурных переселений атомов) высшие животные, использована в индустриальных целях толща земной атмосферы, а в дальнейшем земное вещество обратится в промышленное сырье для космических колоний с более благоприятными, чем на Земле, условиями для разумного творчества. Таким образом, выйдя из своей колыбели - Земли, зрелое человечество истратит ее по кускам.
В виде отдаленной цели перед Циолковским маячила полная перестройка биохимической природы порожденных Землей мыслящих существ - образование разумного животно-растения, парящего в эфирном околосолнечном пространстве и питающегося непосредственно солнечными лучами (путем фотосинтеза, т. е. максимально независимого от среды обитания). Здесь, кроме научно-философского, нужно указать на жизненный источник радикальных устремлений ученого: катастрофичность эпохи и крайне неблагоприятные условия личного существования в провинциальной Калуге, длившиеся вплоть до начала 20-х гг., рождали напряженную мечту об избавлении от ужасов земного бытия и быта. К этой же цели избавления от страданий направлено раннее учение Циолковского о «деятельной нирване» («Нирвана», Калуга, 1914).
|