Представляя эволюцию космоса циклически, ученый выступал против выводов о тепловой смерти вселенной из энтропийного постулата Клаузиуса (см. труд Циолковского «Второе начало термодинамики», Калуга, 1914). Он высказал предположение об обратимости физических явлений, родственное мифо-философской концепции «вечного возвращения», известной еще со времен Гераклита, и вместе с тем предвосхищающее современную научно-космологическую теорию «пульсирующей вселенной». Смысл каждого эволюционнного цикла заключен в процессе образования все более совершенных ассоциаций, от химических элементов до разнообразных разумных существ на многочисленных планетных системах. Творческий потенциал ученый чаще всего приписывал самой материи (жизни и «игре» атомов), но, иногда в духе теизма постулировал «Причину космоса» (Калуга. 1925), стоящую над миром и созидающую его. Наличное состояние космоса свидетельствует, по мнению Циолковского, о торжестве творческих «антиэнтропийных» сил жизни и разума над уравнительными энтропийными тенденциями и над тягой космической материи к абсолютной организации, что означало бы «конец мира». Здесь Циолковский выступает как предшественник некоторых идей кибернетики (созвучных и другому русскому мыслителю П. А. Флоренскому).
На основе идеи "вечного возвращения" Циолковский выдвигает концепцию "космических эр", описывающую эволюционные перспективы человечества. Место и судьбу нашей планеты в общем строе мироздания он считал исключительными.
Разумные существа, которыми населен космос, по гипотезе Циолковского, давно уже взяли на себя ответственность за ход эволюции. Руководствуясь императивом космической этики, они почти повсеместно колонизировали космос, искоренили неперспективные формы жизни и насадили совершенные. В космосе положительно преобладает счастье. Земля с ее муками биологического и социального развития является одним из немногочисленнных исключений, своего рода генетическим заповедником, в границах которого разыгрывается драма биологического и социального становления новых жизненных форм, так что участь нашей Земли хоть и трудна, но особо почетна.
Представляя своего рода "заповедник", Земля является и средоточием неизбежно сопутствующих естественному отбору страданий живых существ. На общем фоне космической гармонии и счастья муки земной эволюции имеют глубокий смысл и предназначение: многообразие индивидуальных жизненных проявлений в космосе восполняется притоком свежих сил, противостоящих энтропийным процессам нивелирования и упрощения материи.
|