Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Судьба человека предопределена заранее?

Да, я фаталист(ка)
Нет, человек сам кузнец своего счастья
Свой вариант


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 839
Комментарии: 2

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Антропология Плотина

Плотин



Человек, по Плотину, 3-частен: состоит из тела, души и духа.

В составе души есть:

а) организующая, или пластическая, "часть", управляющая функциями тела

б) ощущения;

в) эмоции ("желания, гнев и прочее, что влечет душу к земле" – V, 3, 9);

г) разум, который, в свою очередь, разделяется на

– рассудок (дискурсивное мышление) и

– чистый ум (-дух).

Разделяя чистый ум и рассудок, Плотин следует за Аристотелем, у которого говорится, что существует 2 части души, наделенных суждением: «с помощью одной мы созерцаем неизменные сущности, а с помощью другой – изменяющиеся». По мнению Плотина, чистый ум можно только условно считать принадлежащим душе, ибо «он не всегда с нами, тогда как рассудочное мышление всегда в нашем распоряжении» (V, 3, 3).

Чистый ум является собственно божественной частью души, посредством которой она может ощущать сверхчувственный мир, общаться с Богом. Чистому уму свойственны простота, единство и покой, т. е. отсутствие дискурсивной деятельности, это как бы интеллектуальная энергия, сосредоточенная в себе. Цитируя фразу из "Федра": «душа человека главу свою скрывает в небесах», Плотин поясняет, что эта-то глава и есть чистый ум. К нему душа должна постоянно "восходить", не отдаваясь чувствам и "фантомам воображения". Нужно "войти" в чистый ум, как в некое внутреннее святилище, и, отрешившись от всего, в полном покое ожидать снисхождения Божия. Согласно Плотину «иное есть душа, и иное – ум»[14].

Восходя к чистому уму, душа, по Плотину, становится такой, «какой была первоначально» (VI, 9, 8) Какой же она была первоначально? Здесь мы подходим к интересной идее Плотина о "самочеловеке" (о авт'ос антропос). Самочеловек – это одна из идей, присущих божественному Уму, это – чистая родовая сущность человека, ноуменальный человек, в отличие от телесного. «Человек телесный происходит от человека идеального, человека в себе, который есть один-единственный, но который производит множество человеческих индивидуальностей, поскольку одно тождественное нечто полагает на все множество одну и ту же печать» (VI, 5, 5). Самочеловек имеет самодушу и самоум[15]. Эта родовая форма человека обладает чистотой и непорочностью. Но затем происходит как бы ее грехопадение: «Вступая в связь с телом, душа из универсальной делается особой» (VI, 4, 16). В составе универсальной души она любит Бога чистой любовью, а на земле как бы становится гетерой, сменяя «прежнюю, небесную любоҲь на земную, нечистую» (VI, 9, 9). Но все же душа тяготится этим состоянием и стремится вернуться к Богу в молитвенном созерцании, чтобы вновь почувствовать себя счастливой.

Что касается идеи “самочеловека”, то нечто сходное ей мы встречаем в творениях преп. Максима Исповедника. «Человек [в духовном экстазе] восходит к вечной идее о себе самом, которая никогда не переставала существовать в Боге. Соединение со своей сутью и является спасением. Человек – это часть Бога в том смысле, что его суть вечно предсуществует в Боге».
Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 6219
Распечатать

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Плотин (204–270)
22.03.2009 - Характер философии Плотина
22.03.2009 - Разум по Плотину
22.03.2009 - Онтология Плотина
22.03.2009 - Генезис Плотина

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы