Подробности отношения между Умом и идеями у Плотина неясны. Ум определяется как сила, составляющая основу идей, а идеи – как энергия (или как возможность и действительность). Но вместе с тем Ум определяется как целое, а идеи – как части целого, и отношение между Умом и идеями разъясняется как отношение между родом и видами рода.
В то время как у Платона идеи рассматриваются как первообразы вещей чувственного мира, его сознательные образцы, у Плотина идеи и Ум – скорее действующая причина по отношению ко всему остальному.
5. Душа
Третьим после Единого и Ума оказывается у Плотина Душа. Она так относится к Уму, как Ум к Единому. В то время как Ум есть обращение на самого себя, Душа есть обращение во вне. В то время как Единое и Ум остаются безусловно неподвижными, Душа обладает движением.
С одной стороны, Душа обращена к высшему началу, созерцает высшее начало и действует по закону этого высшего начала. С другой, она частично погружается в порядок мировой жизни, является бессознательным активным началом, осуществляет перво-образец на материи. Находясь на грани божественного Единого и естественного множественного, Душа в силу природной необходимости соприкасается с обоими. Но и погружаясь в чувственный мир, она остается вечным и божественным началом, созерцающим высшее. Душа находится посредине между безусловной неделимостью истинно-сущего и безусловной делимостью чувственного бытия. Она делима лишь в отношении к телу, но сама по себе остается неделимой, относится ко всем частям тела: она вся целиком в глазе, в ухе, во всем теле.
Все отдельные души происходят из одной Души как из высшего божественного начала (очага). Благодаря этому люди способны сочувствовать друг другу, радоваться чужой радостью и печалиться чужой печалью.
6. Материя
Учение Плотина об обращении души вовне приводит его к материи. Вслед за Платоном Плотин доказывает, что образование мира предполагает материю, или небытие. Так как качества, необходимые в чувственном мире, возникают и исчезают и так как возникновение из ничего невозможно, то должен существовать субстрат, на котором существуют те или другие свойства. Этот субстрат не есть тело, так как тело состоит из материи и формы. Поэтому, чтобы получить понятие о материи, необходимо отвлечься от всех свойств, приписываемых телесному бытию, даже от величины и от сложности. Поэтому материя есть нечто безусловно простое, безусловно лишенное всех качеств, безусловно неопределенное. В качестве безусловно неопределенного материя есть безусловное лишение формы, лишение красоты и, стало быть, безусловно злое, не сущее (μη δ'ν).
От мира идей чувственный мир отличается как мир
1) протяженный в пространстве,
2) длящийся во времени,
3) неистинный.
Чувственному миру доступна только тень, или призрак истины.
Но если сама по себе материя рассматривается как злое начало, то в учении Плотина о происхождении мира есть и другая сторона. Рождающийся мир должен носить в себе хотя бы след того порядка, который принадлежит его Первообразу. Силы, образующие мир, – разумные мысли (λόγοι). В них бессознательно запечатлены понятия, источник которых – в идеальном мире. Поэтому порядок событий, происходящих в чувственном мире, – не наихудшее, а наилучшее подражание миру идей.
В этом смысле Плотин рассматривает чувственный мир даже как совершенное существо, поскольку вообще, при существовании материи, он может быть совершенным. Даже борьба и антагонизм элементов, борющихся в чувственном мире друг с другом, есть средство осуществления единства. В мире – как в драме, где борьба действующих лиц способствует осуществлению единой мысли трагического произведения. Единство борющихся друг с другом элементов осуществляется мощью Души, преодолевающей их антагонизм. Нет оснований для предположения, что единство это не осуществляется. Без различия частей предметов в мире не существует ни красоты, ни гармонии.
|