Указывают на наличие в мире бедствий. Однако бедствия – не что иное, как детская игра, и существенны они только с нашей точки зрения, а в отношении к целому значения не имеют. Не имеет значения и наличное в мире нравственное зло, так как оно карается либо в настоящей жизни, либо в будущей. Даже печальнейший факт в жизни чувственного мира – поедание живыми существами друг друга – не столь ужасен, если учесть, что существа этого мира должны иметь конец, а потому лучше, если своей гибелью они будут поддерживать жизнь других существ.
7. Второй круг эманации
За 1-м кругом эманации, где Божество или Единое через Ум различается в Себе и возвращается к Себе, следует 2-е различение и возвращение, определяемое живым движением Души (психи) – Единое, Ум и Душу Плотин определяет как «три начальные Ипостаси» (трис архики ипостасис).
Душа есть 2-я, существенная двоица, начало реальной множественности. В ней Плотин различает высшую и низшую душу; последнюю он называет природой (фюсис). Высшая Душа обращена к созерцанию Единого и есть, собственно, лишь живой и чувствующий субъект Ума. Низшая Душа обращена к материи или несущему, к беспредельной возможности бытия. Как Ум расчленяется на множественность идей, образующих мир умопостигаемый, так Душа разрождается во множестве душ, образующих мир реальный.
Плотин пишет: «Великая Мировая Душа сообщает жизнь всей вселенной. Это можно постичь, отрешившись от всякого обольщения вещами и сосредоточившись с такой полнотой, чтобы сознание не тревожилось телесными движениями, а все окружающее замолкло: и земля, и море, и величественное небо. В таком состоянии представить, что во все это мертвенное нечто как бы извне вливается Душа, повсюду распространяется, все проникает, наполняет и освещает. Без Нее все – темная бездна вещества и небытие. Она сообщает всему смысл, ценность и красоту» (V, 1, 2).
«Душа – податель (хориго'с) истинной жизни» (VI, 9, 9); «Душа подает жизнь, и мы делаемся через Нее богами» (V, 1, 1)[11] [Отсюда наше – Сокровище благих и жизни Подателю]. «Бог – последняя цель всех желаний» (VI, 7, 30).
Плотин называет Душу энергией, благодаря которой Ум “извергает” жизнь Возникает вопрос: почему он называет энергией божественную Ипостась? В другом месте Плотин именует энергией и Ум, и даже Благо. Он говорит: «Вовсе не будучи энергией, Благо есть все-таки энергия» (V, б, 6). Смысл этого противоречивого высказывания, по-видимому, состоит в том, что Благо является некоей источной Первоэнергией, т. е. термин "энергия" используется в данном случае условно, поскольку к Благу даже не приложимо понятие "сущность", не говоря уже о других определениях. Из этого-то Первоисточника энергии Ум, по Плотину, получает умную энергию, а Душа – жизнетворную (VI, 7, 31). [Это – предвестие учения св. Григория Паламы]. |