Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1134
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Посидоний (135–51 до н. э.)



Новый, индивидуальный характер веры требовал и новых форм общности. Повсеместно стали множиться чуждые политике братства, союзы, тайные клубы, которые сближали людей теснее, чем государство и национальность. Одной из характерных особенностей возникающих по всей империи союзов явилось почитание восточных божеств. Люди Запада объединились вокруг богов, чтимых в Сирии и Египте, Фригии и Персии, наделяя их новыми именами. Приверженцы Митры собирались на молитву в подземельях и пещерных храмах. Стены их украшали знаки Зодиака и космические символы. Кульминацией богослужения был момент, когда отдергивалась завеса и «братья» созерцали статую Митры; как правило, его изображали в момент заклания им гигантского быка. Римские солдаты охотно прибегали к покровительству этого могучего Бога, и возвращаясь из походов, заносили семена митраизма во все уголки империи.

Час стоицизма пробил. Теперь именно в творчестве Посидония стоицизм переходит от стоического просветительства через посредство платонизма к неоплатонизму. Посидоний оказал на философию, поэзию, риторику и историографию в период до неоплатоников огромнейшее влияние. Будучи первоклассным ученым и мыслителем, он осуществил переход античной философии от раннего эллинизма к позднему. – Диапазон и тематика фил. работ Посидония весьма обширны. Вопросы фил. антропологии Посидоний трактовал в сочинении «Увещание», где доказывал главенство в человеке философского ума. Несколько трактатов Посидония, посвященных вопросам религии, были использованы Цицероном, Варроном и Секстом Эмпириком, а его комментарии на платоновского «Тимея» излагали его космологические воззрения. Трактат «О метеорах» лег в основу ошибочно приписанного Аристотелю, но возникшего не ранее I в. до н.э. трактата «О мире». Посидонию принадлежат также группы трактатов по вопросам этики и психологии, физ. географии, истории, риторики. – Весьма значительны широта тематики всех этих работ, исследовательский интерес к природе и зоркая наблюдательность. Посидоний испытывает влияние мистики и мистических настроений, образ его мыслей – спекулятивный, но сквозь него всюду просвечивает вполне эмпирическая точка зрения. Именно с этой т. зр. Посидоний обсуждал вопросы о размерах Земли, о климатических поясах, о приливах и отливах, материках, реках и горах, о движении Океана, землетрясениях, о глубине Сардинского моря, об италийских рудниках и т.п.

Над всем пестрым многообразием действительности во всех ее обнаружениях господствует принцип причинности, в мире первое – Зевс, второе – природа, а третье – закон природы. Мир есть видоизменение единого Божества и мыслится как шаровидное, божественное, огненное, целесообразно живущее и движущееся дыхание, или как огненная «пневма». Пневма эта образует, как у Платона, мир «идей» и «чисел». Из этой огненной пневмы расходятся по всему миру отдельные огненные зародыши всех вещей, «семенные логосы», которые определяют каждую отдельную вещь и по ее материи, и по ее смыслу. Божество – мыслящее огненное дыхание – не имеет никакого образа, но может превращаться во что Оно хочет и все делать Себе подобным. Богов существует множество, но, согласно Посидонию, необходимо отличать богов истинных от возникших в человеческом воображении – либо в силу суеверия, либо в силу обожествления великих людей. И в том и в другом случае боги представляются в виде огненной “пневмы”, или Мирового Огня, который переходит в платоническое царство идей и чисел, и, т. обр., первоначальное натуралистическое воззрение превращается в платоновское идеалистическое. Во всяком случае, для Посидония характерна эта тенденция к сближению натурализма и материализма стоических воззрений с идеализмом, переходящим в идеализм платоновского типа. Впоследствии этот идеализм станет неоплатонизмом и оформится в учении Плотина.

Разместил: rat Дата: 22.03.2009 Прочитано: 13411
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

22.03.2009 - Римский стоицизм
22.03.2009 - Панеций Родосский (ок. 180 до н. э., Линд, Родос — после 110 до н. э., Афины ?)
22.03.2009 - Марк Аврелий Антонин (121–180)
22.03.2009 - Сенека Луций Аней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.)
22.03.2009 - Эпиктет из Гиераполя во Фригии (ок. 50 — после 120)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы