Римлянам импонировало также требование стоиков, чтобы человек, подчиняясь естественному ходу вещей, непременно подчинялся и своей природе. Это значит, что, если духовная природа личности сориентировалась на какие‑то нравственные нормы, то она должна держаться этих норм во что бы то ни стало, – это соответствовало римскому мужественному военному духу. Вся природа римской нации требовала именно такого типа философии, она и появилась, римляне её восприняли и на протяжении нескольких веков её «модернизировали», поэтому история стоиков – это не только история философских мыслей (это проследить сравнительно легко), но это и история их образованности, история их мировосприятия, с которыми они и ушли со сцены, уступив место христианству.
Образованные римляне не хотели слепо копировать чужое, а стремились создать собственное мировоззрение на основе сплава эллинства и латинства. В этом им помогли стоики, которые в то время вели повсюду энергичную пропаганду своего учения. Мудрецов, одетых в ветхие плащи, поборников умеренности и воздержания, можно было встретить в домах консулов и в тавернах, на базарах и в школах.
Любопытно, что стоицизм как философия продемонстрировал свою притягательную силу именно в Риме, где обрел наибольшее число почитателей как во времена республики, так и во времена империи.
Более того, с исчезновением республики и неизбежной утратой свободы гражданской жизни, усилился интерес к философии вообще, стоической — особенно.
Особенный характер проблематики последнего этапа цветения стоической философии объясняется также некоторыми чертами романского духа, который всегда ощущал как существенные проблемы практики скорее, чем проблемы теории.
1) Интерес к этике, наметившийся ранее, стал в эпоху империи доминирующим, в отдельных случаях, исключительным.
2) Интерес к логическим и физическим проблемам заметно охладевал, теология же, что была частью физики, обретала спиритуальную окраску.
3) Индивид, утративший связи с государством и обществом, искал собственной реализации во внутреннем мире, создавая тем самым особую атмосферу интимности, никогда прежде не встречавшуюся в философии, по крайней мере, так явственно.
4) Мы замечаем сильное вторжение религиозного чувства, которое иначе расставляет духовные акценты старой Стой. В сочинениях новых стоиков мы находим целую серию параллельных евангелию предчувствований, как, например, родство всех человеческих душ в Боге, универсальное братство, необходимость снисхождения, любовь к ближнему, и даже любовь к врагам и ко всем, кто творит зло.
5) Платонизм, повлиявший уже на Посидония, оплодотворил немало страниц, написанных римскими стоиками, в особенности, заметно его недвусмысленное влияние на концепцию философии моральной жизни как "подражания Богу", уподобление всемогущему.
Дж. Реале и Д. Антисери "Западная философия от истоков до наших дней", и др |