Религиозные вопросы
На основе причастности всех людей Логосу стоики сформулировали идею всемирного братства, на место идеала национального государства становится космополитизм. Стоики выработали также понятие естественной религии – в этом отношении они шли немного за софистами. Это религия разумная, в кот. не так уж много элементов: признание Бога, признание бессмертия души, вот и всё (снова в России в XVIII веке). Фактически это – псевдорелигия, по сути же – идеология, в то время как настоящая религия – это жизнь.
При таком отношении к религии не могла у них не возникнуть оппозиция к народной религии. Софисты считали, что обычная традиционная языческая религия – удел людей необразованных, а образованные люди держатся иных понятий, а то и вообще отрицают религию. Надо отдать должное стоикам – они народную религию не отвергли начисто, а стали толковать её в соответствии со своим представлением о религии вообще. Применяя аллегорическое толкование, они стали толковать народную религию как иносказательное выражение различных типов нравственно-религиозного уровня. Аллегорическое толкование стоиков потом сказалось и в христианстве (Ориген, правда, взял это у александрийских иудеев).
Миром правит разумное начало, поэтому целью развития мира является благая разумная цель. Стоики ставят впервые вопрос об оправдании этого разумного начала. Почему в мире существует зло? Ведь миром правит благое начало, и цель жизни – тоже благо. Стоики на это отвечали, что:
1) если бы не было зла, мы не замечали бы и добра, ибо все познается по противоположному.
2) то, что нам кажется злом с нашей т. зр., вполне может быть добром с т. зр. судьбы. Пример: солдат и армия. Гибель солдата – зло для этого человека и его родственников, но посредством этого зла достигается победа в сражении, что является уже благом.
3) зло необходимо для нас, чтобы мы его преодолевали и достигали свободы от страстей.
4) поскольку, кроме духовного, разумного начала, существует и материальное начало, то источник зла – также слепая материя.
Благочестие есть знание служения богам; служение это заключается в том, чтобы иметь правильные представления о богах, подражать их совершенствам, повиноваться их воле и блюсти чистоту сердца: словом, истинное служение богам заключается в мудрости и добродетели. Истинная религия есть истинная философия. В нар. религии стоики, конечно, находили многое, что считали нужным отвергать; но вообще они защищали ее. Причиной этого было отчасти то, что общее согласие (consensus gentium) являлось стоикам док-вом истинности политеистической религии масс; а с другой стороны, они не решались отнять у большинства рел. опору нравственности. |