3. Авторитет учителя
Специальная этика эпикурейцев носит казуистический характер (как и у стоиков). Ее разработка была заложена самим Эпикуром в его многочисленных трактатах и письмах к друзьям, в которых он выступает деятельным, заботливым наставником и пастырем своих друзей, тонким моралистом, поражающим обилием метких и глубоких нравственных советов и правил душевной гигиены. Мн. его мысли и выражения служат как бы отголосками иного, высшего миросозерцания, напр., следующий отрывок из письма, приведенный Сенекой: вместо Бога, видящего наши действия, мы должны избрать образ чтимого человека и жить так, как будто он нас постоянно видит (alqus vir bonus nobis diligendus est et semper ante oculos habendus, ut sic tanquam illo spectante vivamus et omnia tanquam illo vidente faciamus). Отсюда – эпикурейское правило: поступай так, как будто смотрит Эпикур.
Подлинное удовольствие Эпикур видел вовсе не в том, чтобы без всякой меры предаваться грубым чувственным наслаждениям. Как и большинство греч. мудрецов, Эпикур был привержен идеалу меры. Поэтому неверно широко распространенное представление об эпикурейцах как о людях, предающихся исключительно чувственным наслаждениям и ставящих их превыше всего остального. Высшим удовольствием Эпикур, как и стоики, считал невозмутимость духа (атараксию), душевный покой и безмятежность, а такое состояние может быть достигнуто только при условии, что человек научится умерять свои страсти и плотские влечения, подчиняя их разуму.
Смерть
Особенно много внимания эпикурейцы уделяют борьбе с суевериями, в т. ч. и с традиционной греч. религией, которая, по Эпикуру, лишает людей безмятежности духа, вселяя страх перед смертью и перед загробной жизнью. Чтобы рассеять этот страх, Эпикур доказывает, что душа человека умирает вместе с телом, ибо состоит из атомов точно так же, как и физические тела. Смерти не надо бояться, – убеждает греч. материалист,– ибо пока мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть, нас уже нет; поэтому смерти не существует пи для живых, ни для умерших.
Эпикур говорил, что в своей философии он стремится освободить людей от 3-х видов страха: страха перед небесными явлениями, страха перед богами и страха смерти. Чтобы избавить людей от всех видов страха, Эпикур разработал физ. часть своей философии. Будучи материалистом, Эпикур пытался доказать, что все протекающие в мире процессы имеют причинно-следственный механизм. Нет ничего сверхъестественного, и так как нет субстанций, кроме материальных, то и причины могут быть также материальные. Если причина найдена, то Эпикур считает свою задачу выполненной. Узнав ест. причину явления, человек начинает побеждать страх перед этим явлением.
Боги существуют не в нашем мире, а между мирами, и поэтому на наш мир не влияют. Так как боги не влияют на наш мир, на нас, то и обратной связи не существует. Всякое поклонение богам – бессмысленно, боги совершенно блаженны, поэтому страх перед богами Эпикуром убирается.
|