Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 915
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Этика Фомы Аквинского

1. Подход Фомы Аквинского к моральной проблематике
2. Законы
3. Моральная философия

Подход Фомы Аквинского к моральной проблематике


1. Благо и зло

Бог является благом и своим собственным благом; Он – благо всякого блага. Он – интеллектуален, и Его акт интеллекта – его сущность. Он познает при помощи своей сущности и познает Себя совершенным образом. (Иоанн Скот будет придерживаться по данному вопросу иного воззрения.)

Исток физического и морального зла – возможность конечного бытия, в рамках которого нам знакомы мутации и смерть, свобода рациональных существ, не признающих родства своего с Богом. Тело к злу не причастно. Не тело заставляет грешить дух, а дух порочит тело. Зло не в утрате рациональности, рассудительности, это не ошибка в расчете, как хотели думать греки. Зло – в неподчинении Богу, утрате связи и памяти о фундаментальной зависимости от него. Корень зла в порче духа и свободы.

Зло непреднамеренно; оно не существенно, а имеет случайную причину, заключающуюся в добре. Все вещи имеют тенденцию уподобляться Богу, который есть конец всех вещей.

Наивысшее счастье для человека не может заключаться в деяниях, основанных на нравственной добродетели, ибо последние служат только средствами; наивысшее счастье – в познании Бога.

Но то (малое) познание Бога, которым обладает большинство людей, вовсе недостаточно для достижения наивысшего счастья; недостаточно и познание Бога. достигаемое через доказательства; недостаточно даже то познание Бога, к которому приходят через посредство веры. Вообще в настоящей жизни нам не дано узреть Бога и его сущности или достигнуть наивысшего счастья; но в грядущем мире мы узрим его лицом к Лицу. (Не в буквальном смысле, предупреждает св. Фома, ибо у Бога Лица нет.) Это будет достигнуто не нашими естественными силами, а благодаря божественному Свету; и даже тогда нам не будет дано узреть всего Бога. Это видение делает нас сопричастными вечной жизни, то есть жизни за пределами времени.

Божественное Провидение не исключает зла, случайности, свободы воли, удачи или счастья. Зло вызывается вторичными причинами, как у хорошего художника, работающего скверными инструментами.

Бог создал мир в целом совершенным. Стало быть, зло в мире порождено не Им. Поскольку все, что имеет бытие, от Бога, у зла не может быть настоящего бытия. Поэтому Фома определяет зло как отсутствие (недостаток) блага (privatio boni), которое должно быть присуще бытию. Но если зло понимается как недостаток, то необходимо должен быть субъект, у которого его нет: это – благо. Поэтому зло не в состоянии уничтожить все бытие – ведь иначе оно уничтожило бы и само себя.

Благо – то сущее, которое служит усовершенствованию другого сущего, являясь тем самым его целью.

Поэтому Фома, как и Аристотель, полагает: благо – то, к чему каждое сущее стремится по своей сущности. Высочайшей целью человека, на которую ориентированы все отдельные цели, является блаженство (beatitude). Поскольку человек в соответствии со своей формой есть разумная душа, он стяжает свое блаженство в разумной деятельности души.

Абсолютная иерархизированность мира как бытия предполагает и наличие в мире некоторого несовершенства. Именно это несовершенство по сравнению с Богом и кажется людям злом. Однако зло есть лишь видимость, которую мы постигаем по сравнению с добром. Зло существует в добре, поскольку все существует в Боге, а Бог есть высшее благо, поэтому и зло существует в добре; и в той мере, в какой оно существует, зло также есть благо. Абсолютного зла – зла как носителя самого себя, как некоей субстанции – не существует, ибо таковое зло разрушило бы само себя. Это была точка зрения, которая восходила уже не к Аристотелю, а к Плотину. У него также томизм заимствовал иерархическую концепцию мира как ряда все более совершенных видов бытия. Можно сказать, что основание этого ряда вплоть до человека понималось в томизме по-аристотелевски, а вершина – по-неоплатоновски. Используя идеи неоплатоников, Фома ни разу не переступил той границы, которая отделила христианскую ортодоксию от пантеизма.

2. Заповеди

Божественный закон направляет нас возлюбить Бога, а также в меньшей мере – нашего ближнего. Божественный закон запрещает блуд, ибо отец должен быть вместе с матерью, пока воспитываются дети. Божественный закон запрещает противозачаточные меры как дело противоестественное; но пожизненное безбрачие по той же причине он не запрещает. Узы брака должны быть нерасторжимы, ибо отец необходим для воспитания детей – как потому, что он разумнее матери, так и потому, что он обладает большей физической силой, когда детей приходится наказывать.

Не всякое плотское совокупление греховно, потому что оно естественно; но полагать, что брачное состояние столь же добродетельно, как и воздержание, значит впадать в ересь Иовиниана [?]. Брак должен основываться на строжайшей моногамии: полигамия унизительна для женщины, а полиандрия не позволяет установить истинного отца ребенка.

Кровосмешение осложнило бы семейную жизнь и потому должно быть запрещено. Весьма любопытен довод, выдвигаемый против кровосмесительной любви брата и сестры: если с любовью мужа и жены соединится еще любовь брата и сестры, то взаимное тяготение окажется настолько сильным, что будет вызывать чересчур частое совокупление.

Женщина – неудавшийся мужчина.

Дьявол «может принимать образ мужчины и совокупляться с женщиной».

Вся эта аргументация по вопросам этики взаимоотношения полов обосновывается чисто рациональными соображениями, а не божественными заповедями и запретами.

Аквинский рад, завершая рассмотрение того или иного вопроса, процитировать тексты, показывающие, что разум привел его к заключению, которое находится в полном согласии со Священным писанием; но к авторитету он взывает только тогда, когда поставленная цель оказалась достигнутой.

3. Проблемы греха и предопределения

По вопросам греха, предопределения и избранности Фома Аквинский придерживается, в целом, взглядов блж. Августина.

Совершая смертный грех, человек навеки лишает себя конца в вечности, и потому его заслуженным уделом является вечная кара. Никто не может быть освобожден от греха, кроме как при помощи благодати, но тем не менее грешник достоин осуждения, если он не обращается на путь праведности. Человек нуждается в благодати, чтобы держаться пути праведности, но никому не дано заслужить божественной помощи. Бог не служит причиной греха, но одних он оставляет коснеть в грехе, а других от него освобождает.

Что касается проблемы предопределения, то, по-видимому, взгляд Фомы совпадал с взглядом св. Августина: объяснить, почему одни избраны и попадают на небо, а другие остаются проклятыми и отправляются в ад, – невозможно. Разделял св. Фома и мнение, что некрещеные люди не могут вступить на небеса. Но эта истина не принадлежит к числу тех, которые могут быть доказаны при помощи одного лишь разума; она открывается нам в тексте от Иоанна (3; 5).

4. Церковные вопросы

Греческая церковь обвиняется в 2-х вещах: она отрицает двойное происхождение Святого Духа и не признает Папского верховенства. Аквинский предостерегает читателя, что, хотя Христос был зачат от Святого духа, это не следует понимать в том смысле, что он был сыном Святого Духа во плоти.

Таинства имеют силу даже тогда, когда они совершаются дурными клириками. Грех в священнике не лишает его способности отправлять свои духовные обязанности.

5. О воскрешении тела

Тождественность тела, указывает св. Фома, не зависит от сохранения одних и тех же материальных частичек; ведь пока мы живем, вещество, составляющее наше тело, в результате процессов еды и пищеварения подвергается постоянным изменениям. Поэтому людоед может при воскрешении получить то же самое тело, даже если оно и не составлено из того же вещества, из которого тело его состояло в момент смерти.

6. Добродетели

В этике Фомы высшее значение имеют как 3 христианские добродетели: вера, надежда, любовь, так и 4 философские добродетели древних: мудрость, мужество, справедливость, умеренность.

Человека Фома мыслил прежде всего в составе общества, в его отношении к государству, которое есть произведение человеческого разума. Лучшая форма правления – монархия. Власть монарха он сравнивал с властью Бога во Вселенной, с ролью души в теле. Главная задача правителя – обеспечивать гражданам добродетельную жизнь, заботиться о сохранении мира, создавать условия для материального благополучия. Наряду со светской существует духовная власть, и ее авторитет должен быть самым высоким, подчиняющим себе государственную власть, поскольку последняя опирается на человеческие законы, а Церковь – на Божественные.

Добродетели фома разделяет на теологические и естественные, кардинальные добродетели. Первые доступны человеку лишь по милости Божьей (вера, надежда, любовь), причем любовь ориентирует все человеческие действия на их конечную, божественную цель. Кардинальные добродетели определяются как наилучшее из возможных состояние естественных способностей. Так, разуму соответствуют мудрость и благоразумие, воле – справедливость, аффекту – мужество, а желанию – умеренность.

Добродетели определяют внутреннюю установку человека; внешний же порядок и поступки регулируются законами. Верховным законодателем является Бог, приводящий в порядок весь мир.

Разместил: rat Дата: 23.03.2009 Прочитано: 39432
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

23.03.2009 - Фома Аквинский (1225–1274)
23.03.2009 - Фома Аквинский как родоначальник рациональной теологии
23.03.2009 - Теология и философия Фомы Аквинского
23.03.2009 - Фома Аквинский. Учение о познании
23.03.2009 - Фома Аквинский. Учение о душе, ангелах и человеке

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы