Философия эпохи Возрождения
1. Что такое Ренессанс?
Эпоха, охватывающая в истории европейской культуры примерно XIV–XVI вв., получила название Возрождение, или Ренессанс (фр. renaissance – возрождение). Прежде всего она отличалась небывалым расцветом искусства, «возрождением» античной художественной мудрости. Эта эпоха отмечена множеством знаменательных событий и свершений, в том числе это Великие географические открытия, изобретение книгопечатания, открытие Коперником гелиоцентрической системы, развитие экономической и общественной вольности городов. Движение Реформации, образование сильных абсолютистских монархий в Испании, Франции, Англии, других странах привели к значительному ослаблению политической силы Католической церкви.
Появилась новая, светская культура, получившая название гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный). Ее идеалом стал человек, всесторонне развитая личность. Мировоззрение людей эпохи Возрождения носило ярко выраженный антропоцентрический характер. Человек в нем трактовался как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Воспитание «нового человека» осознавалось как главная задача эпохи. Надежды возлагались не столько на Божью благодать, сколько на собственные силы человека, а мотивы его греховной сущности были значительно ослаблены. Правдоподобно отражая эти идеалы, искусство Возрождения придавало воспитательным задачам эпохи убедительно-чувственную наглядность. Широко распространенный в эпоху Возрождения культ красоты воплощался прежде всего в телесных, чувственных формах, ибо телесность – это не «оковы души», а самоценное проявление индивидуальности.
Происходящие в эту эпоху процессы нашли отражение в философии, центральной проблемой которой стал человек и его духовное творчество. «Возрождение» предполагало не только овладение античной премудростью, но и самопознание и самосовершенствование человека в духе времени. Философские сочинения этой эпохи проникнуты оптимизмом, верой в безграничные возможности человека, в них доказывается право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Возникла идея прометеизма, характеризующая человека как сот-ворца мира, творческого сотрудника Бога. Все это означало признание ценности человека как творческой личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
В философии того времени соединяются пути богопознания и естественнонаучного познания. Обращение к изучению природы было обусловлено развитием производства и науки, возрастающим интересом к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитием экспериментального естествознания. Все это расширяло человеческий кругозор, укрепляло сознание власти человека над природой. Открытия Коперника не только привели к замене геоцентрической теории на гелиоцентрическую, но и существенно изменили всю картину мира. В результате философия в эпоху Возрождения – это прежде всего натурфилософия, философия природы. В ее русле возникают пантеистические концепции, в которых Бог и мир сливаются, растворяются друг в друге, образуя некое живое, одухотворенное единство. В таком воззрении на бытие устранялся дуализм между Богом и миром, а ценность природы поднималась до уровня Божественной.
|