В 1460 году Медичи открыли в Италии т. н. Академию Платона. Правда, итальянцы – не немцы, здесь были просто светские аристократы. Было много направлений: Аристотель, Платон, стоики, эпикурейцы – некое культурное возрождение старого античного мира. Возник и интерес к языкам, особенно к древнегреческому и древнееврейскому языкам (СП), тоже, может быть, из‑за контактов с инокультурным миром. В средние века мало кто знал греческий. Теперь сравнивают Аристотеля, который был известен в первой половине средних веков с новыми текстами Аристотеля и усматривают разницу в толковании. В XIII веке Аристотель толковался как церковный мыслитель, его хотели чуть ли не канонизовать. Новые же толкователи (XV) открыли, что у Аристотеля нет учения о бессмертии души, одного из основных моментов христианства. Это учение, правда, считалось тогда этически полезным: если нет бессмертия души, тогда быть нравственным считалось большей доблестью (оно уже ценно само по себе), чем в случае с признанием бессмертия души; этим оправдывался Аристотель. Но главное, что уже новое толкование не в пользу старого.
Вульгата – перевод Библии на латинский (IV). Когда стали сравниваться исходные тексты, усмотрели, что Вульгата не такая правильная, какая представлялась. Возникло подозрение, не является ли Библия фальсифицированной, стали искать новых переводов (одна из причин возникновения реформации), думали, что церковные документы, которые считаются Священным Преданием, стимулируют затемнение исконно чистой истины, сознательным сокрытием истины, которая находится в СП. Эта мысль постепенно выросла в убеждение, что источником истинной религиозности является исключительно Библия, а церковное толкование нужно выбросить, потому что за столетия накопилось много искажений в Священном Предании, и истина затемнилась; теперь нужно её очистить.
В качестве одного из вероучительных источников реформации была средневековая мистика. Оригинальная немецкая мистика – один момент, а с другой стороны, – мистические элементы, которые попали к западно-европейцам через неоплатонизм. Мистика же всегда по своей природе является оппонирующим моментом к стандартному рациональному церковному учительству (см. выше), потому что человек через это может войти в контакт с Богом самолично, что делает ненужным внешнее Откровение, а на признании исторического Откровения базируется всё церковное вероучение: Христос открыл людям истину в определенное время один раз; а мистики говорят, что есть внутреннее откровение, которое даёт полноту религиозного знания.
Правда, эти реформаторы шли не совсем в одном русле с философами. Философы шли в направлении отрицания церковности и возобновления древней образованности. Реформаторы были в оппозиции к официальной церковности, но церковности вообще не отрицали: они говорили, что церковь изолгалась, надо её очистить, и в очищенном виде признавать. Сам Лютер даже отвергал внецерковную мудрость и свободу воли. |