Крестовые походы делят Средние века на 2 половины. Кроме военных контактов были культурные. Соприкосновение с сарацинами, носившее поначалу враждебный характер, в культурном отношении оказалось очень плодотворным; мусульманская культура в те времена стояла на высоком уровне, в некоторых фрагментах гораздо выше, чем западно-христианская культура, поэтому контакты пошли на пользу европейцам. Всегда более высокая культура оказывает влияние на более низкую, но не наоборот. Одним из частных проявлений этого культурного влияния, особенно мавританской культуры (Испания), где военные действия происходили чуть ли не 800 лет, и в эту эпоху влияние оказалось именно культурным.
Некоторые греческие философские тексты окольным путем попали в западную Европу через мусульман, которые жили на юге Испании, например, тексты Аристотеля (метафизика, этика). Таким образом, интерес к Аристотелю был возобновлен.
Итак, расширился культурный горизонт, значит усилился интерес к философии. Пока Западная Европа жила практической жизнью с минимальными теоретическими интересами, то было достаточно тех философских запасов, которыми владела их школьная философия; с расширением культурного горизонта возобновился интерес к более серьезной философии.
Возникновение городской интеллигенции
В XV веке исчезла Византия. Культурные силы из Византии попали в Западную Европу, а это были учёные. Несмотря на то, что до крестовых походов и во время крестовых походах вражда между греками и итальянцами была чрезвычайно сильной, после того, как мусульмане захватили Византию, культурная вражда в значительной степени исчезла, и многие интеллигенты устремились именно в Италию и принесли с собой многие тексты, которые западные европейцы не имели.
Сама внутренняя западно-европейская жизнь бурно эволюционировала; уже в начале первой четверти второго тысячелетия развивалась городская жизнь, вместе с этим развивалась и городская интеллигенция, которая, в значительной степени, особенно в германских странах (в расовом отношении), стояла в оппозиции по отношению к старой церковной интеллигенции (священнослужители). Ставши в оппозицию, они стали противопоставлять церковному учению старые философские учения.
Англия в расовом отношении тоже германское государство, и тут тоже была оппозиция по отношению к романским католическим народам. К этой оппозиции добавилась ещё одна: склонность Англии к номинализму. Виклиф, мысли Виклифа потом перенял Ян Гус (один из первых церковных оппозиционеров). Константский и Базельский Соборы – тоже оппозиция. Т. е. «глухое» брожение уже было.
Эти глухие оппозиционные движения и послужили самым сильным стимулом для того, чтобы искать содержание и интеллектуальной, и духовной пищи и в другом источнике, а не только в СП и его толкованиях, что являлось монополией церковной интеллигенции. А другие мысли – только философские языческие.
|