Падение Константинополя
Знакомство с философами древности связывают с падением Константинополя в 1453 году. Византия исчезла как политическое образование, поэтому большое количество греческих учёных, избегая порабощения, переехали в Италию. Вместе с этими учёными в Италии появились и философские тексты.
В какой степени это мнение правильно, ещё надо выяснить, потому что трудно поверить, что до эмиграции из Византии в Италию греческих учёных в Италии не знали текстов, в какой‑то степени они, всё равно, должны были узнаться, потому что из Греции в Италию всегда потихоньку переезжали учёные. Но вышеуказанная мысль доминирует.
«Италия снова превратилась на какое‑то время в великую Грецию».
Когда появились философские тексты, в Италии начался бум в изучении философских текстов, появилась Платоновская Академия (1460), которую создал один из членов семьи Медичей. Стали изучать Аристотеля. В Средние века его знали не в собственном смысле слова – его подгоняли под христианское вероучение, а тут возникли ещё 2 понимания Аристотеля: как пантеиста и как деиста. И пантеистическое, и деистическое толкование Аристотеля делали очевидным некую противоцерковную направленность самого Аристотеля; например, отрицалось бессмертие души. Это было тоже новое дело. Стоики, эпикурейцы, Пифагор – это тоже было ново.
И этими пятью школами образованные люди упивались. Было некое интеллектуальное «пиршество». Этим обусловливается новый бум увлечения греческой философией.
С этим было связано изучение языков (греческий, который в средние века был на Западе забыт). Отсюда движение гуманистов – изучение языков (греческого, еврейского). Когда изучили языки, стали читать философские тексты в оригинале, выяснилось, что старые средневековые толкования того же Аристотеля неправильны (по крайней мере спорны); отсюда и возникло сомнение: раз имеется несколько философских мнений по одному и тому же пункту, то возникает соперничество и сомнение; раз никакое из философских направлений невозможно признать за истину, то возникает философский скептицизм; итак, увлечение философами древности неизбежно повлекло за собой философский скептицизм, а скептицизм не может быть примирен с верой в Истину, что она есть одна и её надо усвоить; а вера в Истину – это пафос средних веков – что истину принесло христианство.
Об интересе к античной философии
Христианство пришло на смену античной культуре, тем самым христианство оттеснило интерес к античным философам и заменило своей метафизикой все теоретические интересы, и неестественно было возникнуть интересу к старым философам. Проблема соотношения античной философии и христианства была поставлена с самого начала и была разрешена. Мы знаем, что христианство по-разному относилось к древне-греческой философии. Некоторые относились отрицательно, другие признавали, что доля истины там есть, третьи говорили, что христианство является той философской системой, которую чаяли сами философы (Иустин Философ так рассуждал). Христианство вытеснило философию, Юстиниан закрыл все философские школы в Восточной Империи.
Но интерес возник. Исчерпывающего ответа, почему возник интерес к старым языческим философам, нет. Было много причин, но даже в своей совокупности эти причины не объясняют возобновления интереса к древней философии.
|