Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Есть ли что-то, над чем нельзя смеяться?

Есть
Нет
Не решил


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 1132
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Милетская школа философии



Рассмотрение общественных и природных явлений в их изменении и движении приводило на этом этапе развития философской мысли к пониманию их как неких качеств. Формирование понятия вещества, материи (hyle) было одновременно процессом образования понятия качества.

Аристотель, произведения которого — весьма надежный источник наших знаний о древнейшей философии греков, в своей «Метафизике» следующим образом освещает процесс формирования понятий природы, свойства (качества) в воззрениях философов Милетской школы: «Из тех, кто первые занялись философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете разрушаются, причем основное существо пребывает, а по свойствам своим меняется, — это они считают элементом и это — началом вещей. И вследствие этого они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется... Таким же образом [не допускают они возникновения и погибели] и для всего остального; ибо должно быть некоторое природное естество — или одно, или больше, чем одно, откуда возникает все остальное, причем само это естество остается в сохранности. Количество и форму для такого начала не указывают все одинаково, но Фалес — родоначальник такого рода философии — считает его водою (вследствие чего он и высказывал мнение, что земля находится на воде)» («Метафизика», I, 3, 983 а 24 — b 22; 9, стр. 23).

Из свидетельства Аристотеля явствует, что в учениях древнегреческих «фисиологов», и в первую очередь Фалеса, действительно имелась тенденция в становлении изменчивых свойств (качеств) мыслить некую пребывающую основу. Аристотель эту основу называл стихией (элементом) и началом (принципом), но Фалесом она понималась еще как нечто данное в созерцании — как вода. Впрочем, она приобрела у него и обобщенное значение: вода стала означать и начало влажности.
В представлении о воде как всеобъемлющем начале потенциально содержались позднейшие категории сущности и явления. В этой связи следует отметить, что мысль Фалеса была направлена на рассмотрение противоположностей в их единстве, что в отчетливой форме проявилось позднее, у его последователя Анаксимандра (род. ок. 610 до н. э.).

Наблюдение над непрерывной изменчивостью природных явлений приводило к догадке о том, что возникновение и уничтожение отдельных вещей суть лишь моменты во всеобщем изменении природы: возникновение и уничтожение, рождение и гибель, жизнь и смерть — одно. В древности Фалесу приписывали мысль о единстве (тождестве) жизни и смерти: «Ничем, говорил он, смерть не отличается от жизни. Почему же в таком случае ты не умираешь? — спросил его кто-то. Потому, ответил он, что совершенно безразлично (жить или умереть)» (16, ч. 1, стр. 13).

Разместил: Милет Дата: 21.03.2009 Прочитано: 27808
Распечатать

Всего 1 на 4 страницах по 1 на каждой странице

<< 1 2 3 4 >>

Дополнительно по данной категории

19.10.2010 - Характер взаимоотношения философии и науки в учениях милетских мыслителей
21.03.2009 - Фалес из Милета
21.03.2009 - Анаксимен из Милета
21.03.2009 - Анаксимандр из Милета
20.03.2009 - АРХЕЛАЙ из Афин или Милета (сер. 5 в. до н. э.)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы