Рассмотрение общественных и природных явлений в их изменении и движении приводило на этом этапе развития философской мысли к пониманию их как неких качеств. Формирование понятия вещества, материи (hyle) было одновременно процессом образования понятия качества.
Аристотель, произведения которого — весьма надежный источник наших знаний о древнейшей философии греков, в своей «Метафизике» следующим образом освещает процесс формирования понятий природы, свойства (качества) в воззрениях философов Милетской школы: «Из тех, кто первые занялись философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счете разрушаются, причем основное существо пребывает, а по свойствам своим меняется, — это они считают элементом и это — началом вещей. И вследствие этого они полагают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется... Таким же образом [не допускают они возникновения и погибели] и для всего остального; ибо должно быть некоторое природное естество — или одно, или больше, чем одно, откуда возникает все остальное, причем само это естество остается в сохранности. Количество и форму для такого начала не указывают все одинаково, но Фалес — родоначальник такого рода философии — считает его водою (вследствие чего он и высказывал мнение, что земля находится на воде)» («Метафизика», I, 3, 983 а 24 — b 22; 9, стр. 23).
Из свидетельства Аристотеля явствует, что в учениях древнегреческих «фисиологов», и в первую очередь Фалеса, действительно имелась тенденция в становлении изменчивых свойств (качеств) мыслить некую пребывающую основу. Аристотель эту основу называл стихией (элементом) и началом (принципом), но Фалесом она понималась еще как нечто данное в созерцании — как вода. Впрочем, она приобрела у него и обобщенное значение: вода стала означать и начало влажности.
В представлении о воде как всеобъемлющем начале потенциально содержались позднейшие категории сущности и явления. В этой связи следует отметить, что мысль Фалеса была направлена на рассмотрение противоположностей в их единстве, что в отчетливой форме проявилось позднее, у его последователя Анаксимандра (род. ок. 610 до н. э.).
Наблюдение над непрерывной изменчивостью природных явлений приводило к догадке о том, что возникновение и уничтожение отдельных вещей суть лишь моменты во всеобщем изменении природы: возникновение и уничтожение, рождение и гибель, жизнь и смерть — одно. В древности Фалесу приписывали мысль о единстве (тождестве) жизни и смерти: «Ничем, говорил он, смерть не отличается от жизни. Почему же в таком случае ты не умираешь? — спросил его кто-то. Потому, ответил он, что совершенно безразлично (жить или умереть)» (16, ч. 1, стр. 13).
|