Интенция | Все о философии
Регистрация или вход Регистрация или вход Главная | Профиль | Рекомендовать | Обратная связь | В избранное | Сделать домашней
Меню
Основы
Онтология
Гносеология
Экзистенциология
Логика
Этика

История философии
Досократики
Классический период античной философии
Эллинистическая философия
Cредневековая философия
Философия эпохи возрождения
Философия Нового времени
Философия Просвещения
Классическая философия
Постклассическая философия

Философия общества
Проблемы устройства общества
Философская антропология

Философия религии
Буддизм
Ислам
Христианство

Опрос
Как вы оцениваете свои философские знания?

Общие знания
Профессиональный философ
Кухонный философ
Ничего не знаю, первый раз тут


Результаты
Другие опросы

Всего голосов: 844
Комментарии: 0

История философии

Поиск

[ Главная | Лучшие | Популярные | Список | Добавить ]

Характер взаимоотношения философии и науки в учениях милетских мыслителей

Милетские философы были первыми в европейской культуре, кто открыл в ней принципиально новую область — область философского исследования, осознал в той или иной мере, сформулировал и по-своему разрешил логически наиболее фундаментальные философские проблемы: проблему субстанции, первоосновы всего сущего, и проблему источника движения, принципа, объясняющего способ возникновения из установленной первоосновы всего многообразия вещей и явлений.

Все они были по своей основной мировоззренческой тенденции наивными материалистами, поскольку не вполне осознанно приняли в качестве первоначала всего сущего ту или иную (определенную или неопределенную) материальную стихию. Основная тенденция в трактовке ими принципа движения была наивно-диалектическая, исходящая из признания внутренне раздвоенной природы движения. Вместе с тем для философских построений милетцев характерна неразвитость содержания учений, выразившаяся не только в предположительном характере самих первоначал и отсутствии (или гипотетичности) оснований, приводимых в пользу правильности выдвигаемых принципов, но и прежде всего в чрезвычайно бедном содержании самих учений, ограничивающемся решением самых первых философских проблем. Эта неразвитость учений милетских мыслителей в целом обусловлена тем обстоятельством, что первые философские построения, именно потому, что они — первые, и не могли еще обладать достаточной зрелостью и всесторонней обоснованностью, что, однако, не лишает их того высокого значения и ценности, которую они имеют в развитии европейской и в целом мировой философской мысли.

В области собственно научного познания заслуги милетских философов заключаются прежде всего в переносе специальных познаний, накопленных в странах Востока, их ассимиляции и распространении в Древней Греции. Однако гораздо важнее их собственный вклад в развитие науки, заключающийся не просто в частных научных результатах, значительно расширивших область специальных знаний, но в создании основ теоретической науки — специализированного познания частных явлений реального мира, связанного с разработкой и обоснованием общетеоретических представлений (гипотез, теорий), введением в широкую практику научного познания специализированных научных объяснений на основе ближайших причин и осуществлением на основе таких объяснений научных, основанных на знании причин, предсказаний. Такого рода деятельность привела в своем дальнейшем развитии к формированию качественно нового этапа в развитии научного познания, существенно повлиявшего и на развитие современной, чрезвычайно дифференцированной и специализированной науки с ее предметной формой организации знания. Таким образом, с именами первых милетских мыслителей связано возведение частнонаучного познания на качественно новую ступень, ступень становления теоретической науки. Кроме того, милетские мыслители своей частнонаучной деятельностью поставили основные, наиболее крупные теоретические проблемы, связанные с изучением природы, а именно проблемы космогонии, космологии, происхождения жизни, антропологии и т. д. Тем самым они заложили основание дальнейшей более глубокой дифференциации всей области научного исследования.

Что же касается вопроса о соотношении философии и науки, то дальше неясного еще сознания более высокой ценности и значимости философии по сравнению с собственно научным познанием и первых, весьма неразвитых и несовершенных попыток применить общефилософские принципы, связать их с научно-теоретическими построениями милетцы не пошли да, по всей вероятности, и не могли пойти. Объясняется это главным образом неразвитостью, незрелостью как философского мышления, так и частнонаучного познания, общая теоретическая направленность которых не способствовала, видимо, самой постановке вопроса о более строгом разграничении философии и частных наук. Методологическая функция философских принципов еще только начала осознаваться, находилась в зачаточном состоянии, согласуясь в целом с неразвитостью содержания самих философских построений.

Как философские учения милетских мыслителей, так и их частнонаучные гипотезы и теории, а также более частные причинные объяснения отдельных природных явлений имеют одну, преимущественно сближающую, роднящую их характеристику, а именно: им присущ умозрительно-спекулятивный, чисто теоретический характер. Их фундаментальные философемы, не опосредованные еще знанием разнообразного, богатого фактического материала, имеют своей главной задачей выработку самых общих, первоначальных понятий о реальности как целом в ее наиболее общих, но вместе с тем и наиболее значимых характеристиках. В согласии с этим их частные научно-теоретические представления носят преимущественно умозрительно-спекулятивный характер, поскольку они не ориентированы на какое-либо практическое использование и, кроме того, не подвергаются опытно-экспериментальной проверке на предмет их истинности. Основная цель их создания заключается в необходимости уяснить, теоретически постигнуть, понять существо дела, а не извлечь из такого объяснения и понимания какую-либо практическую выгоду, хотя это в принципе и возможно сделать.

Разместил: Древнегреческий философ Дата: 19.10.2010 Прочитано: 9389
Распечатать

Всего 1 на 2 страницах по 1 на каждой странице

1 2 >>

Дополнительно по данной категории

21.03.2009 - Милетская школа философии
21.03.2009 - Фалес из Милета
21.03.2009 - Анаксимен из Милета
21.03.2009 - Анаксимандр из Милета
20.03.2009 - АРХЕЛАЙ из Афин или Милета (сер. 5 в. до н. э.)

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Вы не можете отправить комментарий анонимно, пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.

Главная | Основы философии | Философы | Философская проблематика | История философии | Актуальные вопросы