Важно отметить, что представления, выражавшие догадки Анаксимандра о развитии природных явлений, порождены практической деятельностью людей. Так, милетский философ уподоблял «солнечный круг» колесу; Солнце имеет обод, наполненный огнем; сравнивал действие этого обода с кузнечными мехами, выдувающими пламя как бы из своего нутра; уподоблял Землю цилиндрической части колонны. Само представление об апейроне едва ли имело своим источником только простое созерцание небесных явлений; по-видимому, оно было связано и с производственной практикой.
Большого внимания заслуживает высказанное А. О. Маковельским мнение о том, что Анаксимандр был отдаленным предшественником диалектических идей, содержащихся в кантовско-лапласовской и дарвиновской теориях: «...весьма крупным явлением в истории мысли является космогония Анаксимандра. У него мы находим чисто естественное объяснение образования всего нашего мироздания, и таким образом его космогония является первой предшественницей Канто-Лапласовой гипотезы. В учении же о происхождении человека Анаксимандр является предшественником Дарвина. Первые животные, по его учению, возникли из воды и были покрыты чешуей. Позже некоторые из них, переселившись на землю, преобразовались соответственно новым условиям жизни. И род людей возник из другого вида животных... По преданию, Анаксимандр запрещал употреблять в пищу рыб, так как рыба есть наш прародитель») (16, ч. 1, стр. 35).
Представлению Фалеса о воде родственно представление о воздухе как первоначале, предложенное третьим милетцем — Анаксименом (ум. ок. 528 — 524 до н. э.). Учение о качественных противоположностях сохраняется и перерабатывается им. Возникновение множества вещей и возвращение их в единое первоначало Анаксимен объясняет процессом сгущения и разрежения воздуха. Характерно для него признание семи переходных состояний воздуха (первовещества): огонь, чистый воздух, ветер, облака, вода, земля и камни. Таким образом, у Анаксимена наметился количественный подход к объяснению природы (сгущение и разрежение), что вновь свидетельствует о расширяющемся опыте в практическом взаимоотношении человека и преобразуемой им природы (16, ч. 1, стр. 48 — 49).
История античной диалектики (выдержки) М., «Мысль», 1972 |