Ответ Лейбница заключается в следующем: взаимосвязь упомянутых обстоятельств объяснима при допущении согласованности, гармонично предустановленной природой. Если всякая монада представляет вселенную с собственной точки зрения, а всякая душа представляет вселенную относительно своего собственного тела, не составит труда предположить, что собачья душа с начала до конца представила все события ее жизни, включая удар палкой (и последовавшую за ним боль в виде "мелких, т. е. неотчетливых, восприятии") , в определенный момент благодаря внутреннему развитию эти восприятия станут отчетливыми и ясными. Моменту, когда восприятия становятся отчетливыми (от удара палкой и связанной с ним боли у собаки), точно соответствует поступок человека, ударившего собаку палкой. И хотя человек, бьющий собаку, действительно существует, но ни человек, ни палка не воздействуют на душу собаки извне, так же, как в случае с синхронизированными часами: одни не влияют на другие. Собака не связывает боль с обидчиком.
Значит, предустановленная гармония гарантирует идеальное соответствие представлений разных монад, т. е. их истинность и реальность. Представляемый монадами мир не похож на частный мир снов, это объективный мир.
Монады, "не имея ни дверей, ни окон", обладают представлениями, в точности соответствующими тому, что находится по ту сторону "окон и дверей", ибо, создавая, Бог сделал всех их одновременно взаимосогласованными, причем основанием согласованности каждой из них со всеми остальными является их собственная природа. Связующей нитью субстанций выступает Бог, и именно благодаря его участию феномены одной монады согласуются с феноменами другой, а наши восприятия — объективны. Всякая душа образует целый мир, "и, с помощью Бога, он самодостаточен".
Об этой теории много писали, комментируя ее связи с религиозными аспектами (особенно протестантскими), с тематикой непередаваемости внутреннего духовного опыта человека и вопросом об одиночестве души перед Богом Вспомним теорию Плотина о душе, одинокой по отношению к Абсолюту; уже у него встречаются интересные мысли, которые могли послужить основой доктрины, развернутой Лейбницем.
Лейбниц сказал как-то, что ничего бы не изменилось, если бы существовали только душа и Бог, но высказал этот парадокс, чтобы помочь лучше понять теорию "предустановленной гармонии ", в действительности подразумевая диаметрально противоположное (так же как в случае возражений Бейлю). "Я высказался так с одним намерением (поскольку это совершенно не соответствует порядку вещей) — сделать мою мысль более понятной. Бог действительно сотворил душу, чтобы она была согласована со всем, находящимся вне ее; больше того, она должна представлять все это сообразно тем впечатлениям, которые производят вещи на ее органическое тело Если бы в теле были другие движения, кроме тех, которые обычно сопутствуют ощущениям голода и жажды, душа не имела бы этих чувств. Несомненно, если бы Бог решился разрушить все, находящееся вне души, сохранив только душу с ее аффектами и модификациями, Он сумел бы собственными средствами создать для души условия, как если бы сохранялись тела; хотя в подобном случае речь шла бы о чем-то вроде сна. Это идет вразрез с проектами Бога, пожелавшего, чтобы душа и вещи вне ее были согласованы между собой, и ясно, что подобная предустановленная гармония разрушит вышеупомянутую фикцию, оправданную с точки зрения метафизики, но не согласующуюся с фактами и их причинами".
|