В Ригведе мы впервые встречаемся с представлением о Едином. «Един Огонь, многоразлично возжигаемый, едино Солнце, всепроникающее, едина Заря, все освещающая, и едино то, что стало всем [этим]». Из единства реальности вытекает важное в философском смысле представление Вед о единстве истины, лишь по-разному называемой мудрецами.
В каждом человеке есть индивидуальная душа – атман, которая соотносится с Единым, как капля воды с океаном; как воздух, запечатанный в сосуде, с воздухом вокруг него. Приобщение к Единому идет через молитвы, ритуалы жертвоприношений, изучение Вед и т. д. Идеальная жизнь, по Ведам, предполагает: жертвенные церемонии, гостеприимство, милосердие, любовь к людям, защиту живого. Нравственный долг человека – дхарма – в соответствии с одним из древнейших индийских правовых трактатов «Законы Ману» имеет 10 признаков: «постоянство, снисходильность, смирение, непохищение, чистота, обуздание чувств, благоразумие, знание Веды, справедливость и негневливость». Отношения с другими людьми регулируются таким правилом: «Надо тщательно избегать всякого дела, зависящего от чужой воли, но что зависит от своей воли, то исполнять ревностно. Все зависящее от чужой воли – зло, все зависящее от своей воли – благо; необходимо знать это краткое определение блага и зла».
2. Упанишады
Большое значение в древнеиндийской традиции придавалось непосредственной передаче знания. «Лишь знание, полученное от учителя, ведет по самому прямому пути». Упанишады буквально и значат «сидеть подле». Имеется в виду ученик, слушающий наставления и разъяснения учителем священных книг Вед. На стадии Упанишад более ценятся не жертвоприношения, а размышления. В Ведах Единое представляет собой в соответствии с мифологией Бога. Но уже в Упанишадах Единое – безличное начало. В Ведах совершается постепенный переход от политеизма к монотеизму и монизму: эволюция представлений об основе своего сущего: от понятия мира – Пуруши, через личное начало – Праджапати, до безличной причины – Брахмана.
Человек в Упанишадах образно определяется так: «Знай, что атман – это едущий в колеснице, тело – колесница. Знай, что разум – возница, мысль поистине узда. Говорят, что чувства – это кони, а то, что действует [на чувства] – их пастбище. Мудрецы говорят, что упряжка из тела, чувств и мыслей и есть наслаждающийся [атман]».
Душа человека не умирает вместе с телом («если кто-либо умирает, он скрывается, и люди перестают его видеть»), а перевоплощается в другого человека, животное или растение в зависимости от того, как он жил в предыдущей жизни, – другими словами, какая у него карма. Это представляется наглядным в виде колеса жизни–сансары. Человек состоит из намерения. «Каков замысел человека в этом мире, таким он будет в том мире».
Вследствие греха телесных деяний человек идет к состоянию неподвижности (т. е. возрождается растением), словесных – к состоянию животного, умственных – к состоянию человека низкого рождения.
Так как чувственный мир – иллюзия, тот, кто ищет земных благ, заблуждается. Он ищет приятного, и тем самым удаляется от истины. Жизнь в реальном мире неистинна, поэтому цель человека – достигнуть такого нравственного совершенства, чтобы преодолеть колесо перевоплощений и больше не рождаться вовсе. Упанишады ориентируют на внутреннее очищение разума: «не ненавидь и не поддавайся гневу, злости и жалости». Этика Упанишад индивидуалистична, но в идеале индивидуализм преодолевается в слиянии с Единым. Стремление к нему преодолевает эгоизм, из которого возникает все дурное. Моральная активность не является самоцелью – когда «познание Атмана достигнуто, всякое действие, а поэтому также всякое моральное действие лишено значения».
В Упанишадах опорой человека называется дыхание, и это предопределяет роль дыхания в системах йоги. «Ибо поистине дыханием достигается бессмертие в этом мире, разумом – истинный замысел». Приняв это, индийцы разработали йогические упражнения для дыхания и разума.
3. Брахман как Единое
Интерес Упанишад к Единому объясняется тем, что человек смертен, и единственный способ мыслить его вечность – в том, чтобы представить его как часть, а еще лучше – как тождество с Единым. «С мыслью: [есть лишь] этот мир и нет другого – он снова и снова попадает в мою власть», – говорит бог смерти в Катха-упанишаде. «...постоянно держа поднятыми три [части] тела (голову, шею, грудь.), вовлекая чувство и мысли в сердце, пусть мудрец переправится на ладье Брахмана через все потоки, внушающие страх». Это и стало основной целью индийской философии.
За всеми вопросами Упанишад кроется один, который и тревожит более всего: есть ли смысл в человеческом существовании? Как связан тленный с Нетленным, с Вечностью? Ведь только через эту связь человек приобщается к подлинной жизни. На чем зиждется мироздание? И они же дают ответ: только на Брахмане (Брахман – так в индуизме обозначается перводвижущее начало, первооснова всякого бытия), хотя Вселенная и не сознает этого. Аскет Уддалака объяснил это своему сыну, прибегая к сравнению с деревом.
«Как эти соки не знают различий и не говорят: я сок этого дерева, я – сок того дерева, точно так же, дорогой мой, все эти творения, входя во сне в Сущее, поистине не знают этого и не говорят: мы входим в Сущее».
Бессознательное состояние, транс – вот что приводит мир и человека к их подлинному истоку, к неподвижной божественной Субстанции. В творении Упанишады видят не что иное, как эманацию, излияние мира из недр Абсолюта.
«Как паук выпускает из себя и вбирает в себя паутину,
как растение возникает на земле,
как волосы возникают на голове человека,
так из Непреходящего возникает все в этом мире».
История развития индийской цивилизации не вполне известна, поскольку огромное внимание, оказываемое потустороннему миру, привело к тому, что в Индии не было интереса к историческим фактам. Можно утверждать, что Древняя Индия была конгломератом небольших государств (в том числе городов-государств) наподобие Древней Греции.
4. Карма
Так, ключевое для индийской мысли понятие кармы – имеет довольно абстрактный этический характер В соответствии с концепцией кармы возмездие настигает преступника неизбежно. И тираны боятся неотвратимости наказания; поэтому немного их было в Индии. Бога пытаются умилостивить молитвами, покаянием, соблюдением обрядов, принятием монашества перед смертью. В индийской культуре наказующий Бог не нужен, и поэтому буддизм вполне последовательно отказался от веры в богов.
Учение о карме – это учение о естественной нравственной причинности. По законам кармы, что посеешь в этой жизни, то пожнешь в жизни будущей. Нравственный закон приобретает абсолютный, космический статус.
5. Понятие о привязанности
Поскольку наш мир – всего лишь проявление высшей реальности, одним из основных достоинств человека выступает непривязанность к нему, освобождение от страстей и желаний, связанных с миром. Большое значение имело приобретение власти над собой.
|